Маленькие люди в «Преступлении и наказании» Достоевского


«Маленькие люди»

Тема «маленького человека» в «Преступлении и наказании» играет почти ведущую роль. Если посмотреть и внимательно проанализировать героев произведения, то можно заметить, что почти все действующие лица в книге указывают читателю на жизненно важные черты характера человека.

маленькие люди в преступлении и наказание

Вообще, говоря о «маленьких людях» в романе «Преступление и наказание», нужно сказать, что Федор Михайлович выделил несколько критериев, отличающих этих героев от других. В литературе словосочетание «маленький человек» обозначает тех лирических героев, которые не способны противостоять окружающим проблемам, вынуждены вести постоянные борьбу за выживание с наиболее властными людьми. Кроме того, как выделяет сам Достоевский в произведении «Преступление и наказание», «маленькие люди», как правило, живут и держаться на самом низком уровне жизни, проводя за гранью бедности большую часть своего существования.

Кроме того, сам Федор Михайлович изображает своих героев не просто нищими и неспособными обеспечить себя необходимыми средствами, а обиженными жизнью, униженными другими и чувствующими себя абсолютным ничтожеством во внешнем мире.

Вариант 3

Эта тема-одна из важнейших в произведениях этого автора, поэтому неудивительно, что главные герои книги «Преступление и наказание» — «маленькие люди».

Такой герой, по своей сути, беден скромен, у него нет значительного статуса, и он сталкивается с несправедливостью судьбы.

В данном произведении практически все персонажи, так или иначе, представляют маленьких людей, это семья Мармеладовых и Раскольниковых, друг главного героя Разумихин, Николка и Настасья.

Раскольниковы.

Это простая, небогатая семья, практические живущая за чертой бедности.

У Родиона Раскольникова есть мать и сестра. Первая живёт на пенсию, которую ей выплачивают за смертью супруга, а сестра устроилась гувернанткой к обеспеченным людям, которые относятся к ней с пренебрежением. Дуня, его сестра до беспамятство влюблена в Лужина, не очень нечестного человека.

Сам же Родион также маленький человек, у него вечно нет денег. Конечно же, его финансовое состояние не является достаточной причиной для совершения убийства и не оправдывает его ни в коем случае, тем не менее, герою присвоено клеймо «маленького человека».

Мармеладовы.

Ещё одна семья, ярко описывающая термин «маленьких» людей. Семён Захарович Мармеладов- чиновник, все чаще ищет утешение в своих бедах на дне стакана, мужчина упал под тяжестью ситуаций и обстоятельств, которые были в жизни и так и не смог восстановиться в обществе. Однако, по характеру этот человек добрый, тихий, не лишенный ума. Он очень глубоко переживает по поводу того, что сделал со своей жизнью, в том числе по поводу пьянства, но, однако, он понимает, что остановиться уже у него не хватит сил и эти мысли всё больше угнетают его.

Его супругу, Екатерину Ивановну также постигла очень печальная участь: женщина умирает от чахотки, не сумев справиться с потерей двух своих мужей в столь молодом возрасте (30 лет).

Их дочь, Соня Мармеладова не имеет никакого другого пути, кроме как зарабатывать себе на хлеб, занимаясь самым низким делом того времени. Девушка фактически жертвует собой ради своей семьи.

В своем романе «Преступление и наказание» Достоевский показывает, как в действительности живут бедные люди, сколько сил им приходится затрачивать на то, чтобы банально не умереть от голода, при этом они сохраняют все те качества, которые отличают настоящего человека: непрочность, доброта, вера в лучшее.

Герой Родион Раскольников

«Маленький человек» «Преступления и наказания» Раскольников ведет главную сюжетную линию. Именно вокруг него и разворачиваются все события. Образ Раскольникова как «маленького человека» в «Преступлении и наказании» обозначается его низким социальным положением, которое толкает его на убийство старухи-процентщицы. Именно его нищета и невозможность заработать денег, обеспечить себя и свою семью ломают главного героя. Кроме этого, из-за своей бедности Раскольников не в силах помочь сестре, которая в итоге вынуждена выйти замуж за богатого мужчину, жадного и расчетливого, как окажется потом.

Уже совсем отчаявшись в своем положении, Раскольников делает решающий шаг – соглашается с самим собой на убийство. Несмотря на то, что изначально такая мысль пришла к герою исключительно из-за бедности, в конце концов Родион приходит к выводу, что он это сделал не для того, чтобы помочь семье или самому выйти из бедственного положения. Раскольников признается, что убийство, за которое только он в ответе, он совершил исключительно для самого себя.

Тема «маленького человека» в романе «Преступление и наказание»

Тема «маленького человека» существовала в русской литературе и до Достоевского. Кого же подразумевали писатели, называя так какой-то обобщенный образ своего героя? Это человек, который не мал по своему объему или росту, в русской литературе так называют человека, который может быть одет небогато, но главное, он тихий и забитый, запуганный вышестоящими чиновниками.

До Федора Достоевского таких героев описывали такие писатели, как Александр Пушкин в своем произведении «Станционный смотритель», Николай Гоголь в рассказе «Шинель». Но глубже всего проник в эту тему и показал «маленького человека» именно Достоевский в своем глубоко психологическом романе «Преступление и наказание».

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей

Связаться с нами:

Главный герой романа — Родион Раскольников, с которым читатель может познакомиться уже на первых страницах романа, так как автор показывает его уже в первой главе. Читатель узнает, что Родион — студент, который настолько беден, что голодает и живет в жалкой и тесной каморке. Его одежда — это лохмотья, в которых стыдно было даже выходить на улицу. Но главный герой, стыдясь своего бедного существования, ничего изменить не может. Он привык жить в такой каморке, ходить в лохмотьях, хотя такая жизнь ему совсем не нравится. Ему даже приходиться бросить обучение в университете, так как нечем было платить за учебу.

У Раскольникова нет денег, он постепенно закладывает и все свои вещи. Его родственники, которые жили в деревне, раньше хотя бы что-то ему присылали, но теперь и сами совсем обнищали и матери негде взять эти деньги. Такая жизнь обычно ломает человека, делая его забитым и тихим. Но герой Достоевского оказывается другим, его дух невозможно сломить. Родион считает себя «необыкновенным человеком». И как бы судьба не поступала с ним, он все равно старается выбраться из того положения, в котором оказался.

Главный герой романа Достоевского готов пойти на преступление и убить беззащитную старуху-процентщицу, чтобы доказать свою теорию. Но жертв оказывается больше: случайной свидетельницей преступления оказывается сестра старухи — Лиза, и Раскольников вынужден убить и ее. Родион думает, что он сделал благое дело, ведь он избавил общество от мелкой вши и ничтожества, который мешает всем и пьет их кровь. И тут своими мыслями он очень сильно похож на Наполеона.

Но почему же герой Достоевского поступает именно так? Почему он не выбирает другой путь? Он мучился, страдал, но после убийства не испытывал угрызения совести, так как молодой человек считал, что поступил правильно и справедливо. Даже находясь на каторге, признавая свой поступок, он все равно не считается себя неправильным. Ведь долгое время он пытался уверить себя в том, что прав, что его теория верна. По его теории выходило, что все люди делятся на два типа: обыкновенных и необыкновенных, которые имеют право на убийство. Скорее всего, и себя он тоже относился ко второму типу людей, так как позволил себе убийство.

Получается, что Раскольников — это сильный и целеустремленный человек, который способен на решительные поступки и не покоряется судьбе, а старается бороться с ней, правда, не всегда оправданными способами. И тогда больше к «маленькому человеку» можно отнести не Раскольникова, а Мармеладова. О Мармеладове известно немногое, но даже из того, что легко узнает читатель со страниц романа Достоевского понятно, что Мармеладов несчастлив. Когда-то он решается на прекрасный поступок, и жениться на Катерине Ивановне, многодетной матери.

Он оказывается в тяжелом положении, женившись на вдове офицера и взяв под свою опеку трех ее детей. У него самого уже была дочь Соня от первого брака, о которой тоже нужно было заботиться. В результате Мармеладов никого не смог сделать счастливее, а в какой-то момент им даже тяжелее становиться жить с ним, так как он начинает вести разгульный образ жизни: пьет, постоянно куда-то уходит из дома, маленькое жалование, которое он пропивает, голодание детей. Он принимает и не противоречит решению родной дочери пойти на панель. И не сопротивляется, когда жена бьет его.

Вот Мармеладов оказывается типичным «маленьким человеком», который не может выдержать те испытания, которые ему приготовила жизнь. Он тих и забит, честен, но слаб. Он ищет мир, где можно обо всем забыть. Он, «маленький человек», оказывается намного слабее того общества, в которое живет и в котором правят жестокие порядки. Такой же оказывается и его жена — Катерина Ивановна. Он пытается поддержать свою семью, но даже ради детей она не может больше продолжать эту жизнь и умирает. И единственной надеждой в этой семье является молодая девушка, которая реально ищет выход, которая не сломалась. Ею оказывается Соня, на руках которой оказываются малолетние дети.

Судьба этих людей печальна и трагична. По теории Раскольникова они относились к числу людей обыкновенных, низших, поэтому жили только настоящим. Родион Раскольников немного другой. Он смог решиться на то, чтобы совершить преступление, не видя другого выхода из той ситуации, в которой он находился. Но он нашел в себе смелость, чтобы в этом признаться. Его же поступок вызвал в нем огромнейшие чувства и эмоции. Он так и остается несчастным и отдаленным от этого общества. И поэтому его тоже можно отнести к разряду «маленьких людей». И это подтверждается тем, как относится к нему Лужин или Свидригайлов.

Главный герой попытался хотя бы что-то изменить, вырваться из бедности, он боролся, когда другие просто сложили свои руки. Но, к сожалению, он тоже «маленький человек». Сонечка тоже относиться к таким людям, но она борется и вместе с Раскольниковым побеждает. Ей пришлось нелегко: пройти голод, оказаться на панели, чтобы выжить и остаться при этом нежным и милым существом. Соня на протяжении всего романа покоряется своей судьбе, но смириться до конца с таким положением вещей она не может. Поэтому она и ищет свой мир, где сможет найти спасение.

Соня Мармеладова находит свой мир, который поддерживает ее в жизни, не может сломать ее, как это сделали родители — это мир Бога. И несмотря даже на то, что и Соня, и Родион — это «маленькие люди», но они смогли проявить себя, смогли бороться за свое существование, а не ничтожно прозябать и влачить свое жалкое существование. Они родились в семьях, где были обречены стать «маленькими» людьми, поэтому и проходили путь этих самых «маленьких людей», покоряясь, так как их этому учили жизнь. Но в какой-то момент они решили не покориться и восстать над этой ужасной реальностью.

Соня не только сама пыталась найти новую жизнь, поверить в нее, но и помогала в этом Родиону. Он наконец-то приобрел веру в новую жизнь, в то, что впереди будущее будет лучше, чем настоящее. И начинает новая история в жизни этих людей, где их ждет обновление и перерождение. Так Достоевский показал, как может «маленький человек» нравственно переродиться. И эту спасению, по мнению автора, можно найти, лишь имея веру в Бога, ведь это самый справедливый суд.

Герой Семен Мармеладов

В «Преступлении и наказании» «маленький человек» Мармеладов тоже имеет важную роль. Бывший военный, потеряв работу, впадает в депрессию. Все деньги, которые получает данный «маленький человек» «Преступления и наказания», он пропивает, из-за чего не может обеспечить свою семью. Несмотря на это, Мармеладов прекрасно понимает свое положение, однако исправить его он уже не в силах – настолько невозможной ему кажется борьба с собственным пьянством. Из-за своего же алкоголизма и умирает герой, а смерть его слишком глупа для человека, которого раньше уважали, – он просто напивается и попадает под колеса повозки. Погибая, Мармеладов говорит своей старшей дочери, что она единственная опора семьи, тем самым он сбрасывает с себя любую ответственность и обязательства перед своей семьей.

Семен Захарович Мармеладов

Мармеладов Семен Захарович — титулярный советник, отец Сонечки. Мармеладов лишился места в связи с сокращением кадров и с тех пор начал пить.
«Это был человек лет уже за 50,… с отекшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то в нем было очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум, — но в то же время мелькало как будто безумие». — Часть 1, Глава II.

Горький пьяница, пропивающий последние чулки жены, теряющий службу из-за своего порока, Мармеладов дошел до последней ступени человеческого падения:

«От него не доходы, а только мука была. Ведь он, пьяница, всё пропивал. Нас обкрадывал да в кабак носил, ихнюю да мою жизнь в кабаке извел! И слава богу, что помирает! Убытку меньше!» — говорит Катерина Ивановна. — Часть 2, Глава VII.

Жалкая арендная комната в которой Мармеладов проживал со своей женой и детьми — типичный приют столичной бедноты. При виде этой комнаты, нищеты обитателей понятной становится та горечь, с которой ее хозяин несколько часов назад рассказывал Раскольникову историю своей жизни:

«Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый.» — Часть 1, глава II

Мармеладов жалок и ничтожен, бессилен изменить свою жизнь (покончить с пьянством):

«Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу. Не веселья, а единой скорби ищу… Пью, ибо сугубо страдать хочу!» — Часть 1, Глава 2. Мармеладов о своей зависимости

«Жалеть! зачем меня жалеть! — вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов. — Зачем жалеть, говоришь ты? Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его! И тогда я сам к тебе пойду на пропятие, ибо не веселья жажду, а скорби и слез!.. Думаешь ли ты, продавец, что этот полуштоф твой мне в сласть пошел? Скорби, скорби искал я на дне его, скорби и слез, и вкусил, и обрел; а пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия.» — Часть 1, Глава 2.

Он несчастлив и, сознавая своё безвыходное положение, восклицает:

«Ну-с, я пусть свинья, а она дама! Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, — особа образованная и урожденная штаб-офицерская дочь. Пусть, пусть я подлец, она же и сердца высокого, и чувств, облагороженных воспитанием, исполнена. А между тем… о, если б она пожалела меня! Милостивый государь, милостивый государь, ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели! А Катерина Ивановна дама хотя и великодушная, но несправедливая…» — Часть 1, Глава II.

Из-за того что Мармеладов не мог содержать семью его дочь Соня была вынужденна пойти торговать собой:

Лежал я тогда… ну, да уж что! лежал пьяненькой-с, и слышу, говорит моя Соня (безответная она, и голосок у ней такой кроткий…

белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое), говорит: «Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне на такое дело пойти?» … «А что ж, — отвечает Катерина Ивановна, в пересмешку, — чего беречь? Эко сокровище!» — Часть 1, Глава II.

Семён Захарович переживает из-за горькой судьбы своей дочери, поэтому его последние слова обращены к Соне — единственной опоре для Катерины Ивановны и детей:

«Соня! Дочь! Прости!» — крикнул он и хотел было протянуть к ней руку, но, потеряв опору, сорвался и грохнулся с дивана… — Часть 1, Глава VII.

Но сам порок Мармеладова объясняется безмерностью его несчастий, сознанием обездоленности, приниженности, которые приносит ему нищета:

«Милостивый государь, — начал он почти с торжественностью, — бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же — никогда и никто». — Часть 1, Глава II.

В своих мечтах он возвращается к нормальной жизни и вытащит семью из этой бедности:

«Ибо я все это могу чувствовать. И в продолжение всего того райского дня моей жизни и всего того вечера я и сам в мечтаниях летучих препровождал: и то есть как я это все устрою и ребятишек одену, и ей спокой дам, и дочь мою единородную от бесчестья в лоно семьи возвращу… И многое, многое…» — Часть 1, Глава II.

Образ Мармеладова

Мармеладов – лирический герой, который не смог противостоять своим финансовым трудностям, однако нашел отличный способ уйти от них: появившаяся алкогольная зависимость позволяла бывшему половнику хоть ненадолго забыться. Однако он сам был вершителем своей судьбы – он сам погубил свою семью, пропив все семейные средства; он сам взял в долг у очень жадного человека, который потом не давал покоя семье; он сам потерял свою сущность.

В одном из разговоров с Раскольниковым Мармеладов спрашивает Родиона, знает ли он то чувство, которое возникает в тех обстоятельствах, когда человеку некуда вернуться. Ведь Семен считал, что у него нет дома, что идти ему некуда. Но все ведь заключалось в том, что уходя из дома, он забирал все деньги, после чего семья вновь оставалась без средств к существованию. В том, что Мармеладову не были рады дома, была лишь его собственная вина.

Сонечка Мармеладова

тема маленького человека в преступлении и наказании

Среди всех «маленьких людей» «Преступления и наказания» Сонечка Мармеладова отличалась своей самоотверженностью. Соня, видя, в каком трудном положении находится семья, устроилась на работу, совсем неподходящую для юной девушки. Сонечка и ее образ «маленького человека» в «Преступлении и наказании» тоже имеет не последнюю роль. Несмотря на свою работу продажной девушки, Соня все равно живет принципами сердца. Ее религиозные взгляды стали для Сонечки путеводителем по жизни. Христианские нормы, которыми руководствуется героиня, становятся немаловажной причиной для признания Раскольникова в убийстве.

Образ Сонечки

Бескорыстная героиня, способная принять любого человека, не обвиняя его ни в чем, словно луч света во всем произведении. Образ Сонечки – это образец праведного человека, поставленного в рамки вынужденного существования, которое заставляет его делать совершенно неправильные поступки. Однако положение Сонечки оправдано – она стала спасительницей для семьи. Именно благодаря ее работе младшие братья и сестры могли хотя бы изредка нормально питаться, а мать могла и работать, и успевать решать домашние заботы.

Катерина Мармеладова

Проблема «маленького человека» в «Преступлении и наказании» отразилась также и на Катерине Мармеладовой – матери Сонечки. Тридцатилетняя женщина, в раннем возрасте ставшая вдовой, второй раз выходит замуж очень неудачно – несмотря на то, что когда-то Семен был порядочным и почитаемым человеком, со временем он становится невыносимым пьяницей. Катерина, которая является многодетной матерью, пытается бороться с мужем, пытаясь ему объяснить, что от его пьянства страдают дети, – вся семья живет очень бедно, у них имеется огромное количество долгов, а старшая дочь из-за своей работы уже никогда не сможет выйти замуж. Катерина постоянно говорит об этом своему мужу, показывая ему, что не нужно ломать жизни и другим своим детям, что старшая дочь и так пожертвовала своим будущим, чтобы семья все-таки смогла выжить. Однако все ее нравоучения никак не действуют на мужа – он по-прежнему пьет и заявляется домой только тогда, когда ему вновь нужны деньги.

Изнеможенная женщина уже не в силах терпеть такое поведение мужа и однажды просто начинает лупить Семена. Свидетелем этой сцены становится Родион Раскольников, что оказывает на него сильное впечатление. Он оставляет последние деньги на подоконнике, чтобы хоть чем-то помочь этой семье. Однако Катерина, которая была родом из порядочной семьи, не принимает его деньги. Это сразу характеризует личность Мармеладовой – несмотря на свое положение, она слишком горда, чтобы принимать подачки со стороны. «Маленький человек» Катерина Мармеладова не в силах унизиться перед другими.

маленькие люди в преступлении и наказании достоевского

Пульхерия Александровна Раскольникова

Раскольникова Пульхерия Александровна — мать Родиона Раскольникова и Дуни. Нуждающаяся вдова и беззащитная женщина 43 лет. У нее был еще один ребенок, но он умер в младенчестве. Она робкая и понимающая женщина, которая не умеет врать или притворяться. Ее муж умер много лет назад, когда Родион был еще ребенком:
«…еще когда мы с отцом жили и бедовали, ты утешал нас одним уже тем, что был с нами, а как я похоронила отца, — то сколько раз мы, обнявшись с тобой вот так, как теперь, на могилке его плакали.» — Часть 6, глава VII

Судя по всему, супруг Пульхерии Александровны был мелким чиновником, за что теперь женщине полагается пенсия в 120 рублей в год. Это очень маленькие деньги, которых едва хватает на жизнь:

«Что ж она, на кого же надеется: на сто двадцать рублей пенсиона…» — Часть 1, глава IV

На момент повествования она с дочерью вынужденно перебирается в Петербург, чтобы быть поближе к сыну. Героиня вынуждена подрабатывать, занимаясь мелкой работой, вышивая нарукавники, продавая косыночки. Они с Дуней (Авдотьей Романовной) кое-как зарабатывают на жизнь и помогают деньгами сыну Родиону, чтобы он не бросал учебу:

«Косыночки она там зимние вяжет, да нарукавнички вышивает, глаза свои старые портит. Да ведь косыночки всего только двадцать рублей в год прибавляют к ста двадцати-то рублям, это мне известно.» — Часть 1, глава IV

«…я все-таки тебе на днях вышлю денег, сколько могу больше.» — Часть 1, глава III

Эта женщина, несмотря на зрелый возраст, сохранила былую красоту. Одевалась она хоть и бедно, но всегда выглядела опрятно и достойно.

«Несмотря на то что Пульхерии Александровне было уже сорок три года, лицо ее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца до старости…» — Часть 3, глава I

«…бедность костюма даже придавала обеим дамам вид какого-то особенного достоинства, что всегда бывает с теми, кто умеет носить бедное платье…» — Часть 3, глава II

Пульхерия Александровна любит своего сына Родиона и возлагает на него все свои надежды. Она надеется, что сын, получив высшее образование, выберется из нищеты и будет помогать семье:

«Ты знаешь, как я люблю тебя; ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше всё, вся надежда, упование наше.» — Часть 1, глава III.

После суда над сыном она всерьез заболела, расстройством рассудка. Бедная женщина догадывается, что с сыном произошло что-то страшное, но боится расспрашивать об этом Дуню:

«Болезнь Пульхерии Александровны была какая-то странная, нервная и сопровождалась чем-то вроде помешательства, если не совершенно, то, по крайней мере, отчасти.» — Эпилог, Глава I

«…ей приходила мысль, что мать, пожалуй, предчувствует что-нибудь ужасное в судьбе сына и боится расспрашивать, чтобы не узнать чего-нибудь еще ужаснее. Во всяком случае, Дуня ясно видела, что Пульхерия Александровна не в здравом состоянии рассудка.» — Эпилог, Глава I

После семи месяцев болезни, Пульхерия Александровна заболевает горячкой и умирает:

«…в ночь она заболела и наутро была уже в жару и в бреду. Открылась горячка. Чрез две недели она умерла. В бреду вырывались у ней слова, по которым можно было заключить, что она гораздо более подозревала в ужасной судьбе сына, чем даже предполагали.» — Эпилог, Глава I

Разумихин

Образ Разумихина олицетворяет противоположность образов «маленьких людей» в произведении «Преступление и наказание». Несмотря на то, что он так же беден, как и все другие герои книги, он все же не отчаивается и пытается справляться со своими трудностями. Нищий студент, влюбленный в Дуню и ухаживающий за обезумевшим Раскольниковым, он старается выжить в своем трудном положении. Его жизнелюбие и оптимизм руководят его поступками и мировоззрением. Несмотря на то, что он точно так же, как и сам Раскольников, находится на социальном «дне», он пытается выбраться из него честными и праведными путями. Федор Достоевский изобразил данного героя как зеркальное отражение Раскольникова, показывая читателям, что возможен и другой исход такой жизненной ситуации.

Образ Разумихина

роблема маленького человека в преступлении и наказании

Разумихин – воплощение веры в лучшее и способности выживать даже в самых сложных условиях. Герою удается не сойти с ума в своей бедности, которая точно так же мешает его нормальной жизни, как и жизням всех других героев. Такое умение, как оставаться верным своим принципам, сильно помогает Разумихину не впадать в апатию, в которую впал Раскольников. Но кроме этих моральных качеств, Разумихин также не разочарован в людях, не замечает их истинной сущности. Он до конца верит Раскольникову в том, что он не является убийцей. Кроме того, он уверен, что все признания Родиона сказаны в бреду, поскольку известие о смерти старухи-процентщицы оказало сильное впечатление на героя – он был ее должником.

Главное в произведении

образ маленького человека в преступлении и наказании

Глядя на все высказывания и цитаты «маленьких людей» в «Преступлении и наказании», можно сказать, что Федор Михайлович Достоевский был первым писателем, который обращал внимание не на финансовое положение человека, а на его духовные качества. Все герои произведения Достоевского слишком горды, чтобы принимать помощь других. Все они стараются выжить, каждый следует своим путем. Однако их объединяет одна общая цель – выбраться из нищеты, начать свою жизнь заново и прожить ее счастливо. Дороги, по которым идут герои, приводят их к разным решениям. Раскольникова она привела к каторге, Сонечку – к унижению, Катерину – к болезни, Мармеладова – к пьянству.

Сочинение 4

Тему «маленького человека» мы можем проследить в работах таких известных классиков, как А.С. Пушкин в «Станционном смотрителе», Н.В. Гоголь в «Шинели».

Достоевский не просто продолжил эту тему, а стал ведущим писателем, который затронул жизнь «униженных и оскорбленных». Федор Михайлович говорил своими произведениями о том, что каждый человек, каким бы он не был, имеет право на сострадание и милосердие. В своем первом труде «Бедные люди» он показывает одного из таких героев — Макара Девушкина, бедного чиновника, задавленного нынешним положением. Бедные люди проживают в маленьких и холодных комнатушках, которые практически не отапливаются из-за нехватки денег. Они часто голодают и ходят в потрепанной одежде. Поэтому бедняки постоянно болеют, всегда находятся в долгах и берут зарплату за работу вперед. Так, у Девушкина сапоги до того исхудали, что видны были пальцы на ногах. Это герой говорит про себя, что он привык к такому положению, потому что он смирный, и просто маленький человек. Внешние жизненные обстоятельства принуждают Девушкина взяться за перо и бумагу. Макар до того запуганный этой жизнью, что боясь сплетен и пересудов по поводу его свиданий с Варенькой, он признается в своих чувствах девушке в письмах. Даже присланные Варей книги «Повесть Белкина» и «Шинель» понравились Макару, так как в этих героях он увидел себя.

Белинский отметил творчество Достоевского, говоря про него, что Федор Михайлович первым отделился от толпы писателей созданием произведения «Бедные люди». Тема «маленького человека» прослеживается и в другом произведении «Униженные и оскорбленные». На фоне могущественного Петербурга показан контраст роскоши и нищеты. Бедных людей много, они все оказываются выброшенными на улицу. Так, например, прозябают в полной нищете герои Наташа Ихменева и ее отец. Озлобленные, они хотят бросить вызов, тем, кто их унижает, но этот бунт приводит к трагедии, заканчивающейся смертью. И если Наташа, которую бросает молодой человек, оказавшаяся на улице, смиряется с таким положением, то Нелли, гордая девочка, перенесшая множество мучений, мстит, но ее путь трагичен. Бедные люди не могут победить, так как этот мир для них жесток, и поэтому они просто сосуществуют. Как бы они не пытались изменить мир, у них не получалось. Особенно это четко показано в «Преступлении и наказании». Мы видим, что глава семейства Мармеладовых оказывается на улице, а его дочь Соня вынуждена заниматься проституцией. Да и главный герой Раскольников, прозябающий в каморке, страдающий от нищеты, вынашивает план убийства.

Эта тема будет продолжена в «Идиоте» и «Братьях Карамазовых». И надо отдать должное Достоевскому, так как Федор Михайлович раскрыл больные стороны русского общества и изобразил живые картины русской действительности.

Общий вывод

Достоевский отлично показывает в своем произведении, насколько сильно люди сами виноваты в том, что их жизни складываются именно так. Отличный пример тому Раскольников: он мог бы не идти на убийство, а пытаться найти работу, которая со временем принесла бы ему приличный доход. Так и Мармеладов, который мог попытаться бросить пьянствовать и найти хорошую работу, что обеспечить свою семью. Катерина могла на минуту забыть о своей гордости, вернуться в родительский дом, а не выходить замуж во второй раз.

маленькие люди в преступлении и наказании цитаты

Все герои столкнулись с серьезными последствиями из-за своей гордости и попыток выбраться из своего положения нечестным путем. Именно это и показывает автор, именно это и стало главной темой произведения.

Тема маленького человека

Разве может человек быть «маленьким»? Почему его унижают вышестоящие персоны? Достоин ли он сочувствия или сам виноват в своей жизни? Эти вопросы волновали русских писателей. Ф.М.Достоевский продолжает тему «маленького человека», следуя традициям А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, но не повторяет их, а находит свою тональность.

Судьба Мармеладова закономерна: он погибает под копытами лошади. Окружающие равнодушны к его смерти, и только громко будет стенать потерявшая разум Катерина Ивановна и молча страдать Сонечка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: