404 Cтраница не найдена
- Университет
- Руководство
- Ректорат
- Обращение к ректору
- Ученый совет
- Университету 90 лет
- Телефонный справочник
- Документы
- Структура
- СМИ о вузе
- Символика БГМУ
- Электронный ящик доверия
- Комплексная программа развития БГМУ
- Антитеррор
- Абитуриенту
- Обращение граждан
- Фотогалерея
- Карта сайта
- Видеогалерея
- Оплата банковской картой
- Реорганизация вуза
- Календарь мероприятий
- Образование
- Учебно-методическое управление
- Центр практических навыков
- Факультеты
- Кафедры
- Институт дополнительного профессионального образования
- Приемная комиссия
- Медицинский колледж
- Деканат по работе с иностранными обучающимися
- Управление международной деятельности
- Отдел ординатуры
- Расписание
- Менеджмент качества
- Федеральный аккредитационный центр
- Научно-образовательный медицинский кластер «Нижневолжский»
- Государственная итоговая аттестация
- Первичная аккредитация
- Первичная специализированная аккредитация
- Внутренняя оценка качества образования
- Информация для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Информация для студентов
- Я-профессионал
- Всероссийская студенческая олимпиада по хирургии с международным участием
- Медицинский инспектор
- Онлайн обучение
- Социальная работа в системе здравоохранения
- Новые образовательные программы
- Электронная учебная библиотека
- Периодическая аккредитация
- Независимая оценка качества образования
- Профессиональное обучение
- Наука и инновации
- Наука и университеты
- Структура и документы
- Указ Президента Российской Федерации «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»
- Стратегия развития медицинской науки до 2025 года
- Научно-исследовательские подразделения
- Клинические исследования и испытания, ЛЭК
- Диссертационные советы
- Докторантура
- Аспирантура
- Грантовая политика БГМУ
- Актуальные гранты, стипендии, конкурсы
- Конференции и форумы
- Гранты, премии, конкурсы, конференции для молодых ученых
- Полезные интернет-ссылки
- Научные издания
- Проблемные научные комиссии
- Патентная деятельность
- БГМУ в рейтингах университетов
- Публикационная активность
- НИИ кардиологии
- Биобанк
- Репозиторий БГМУ
- Евразийский НОЦ
- Лечебная работа
- Клиника БГМУ
- Всероссийский центр глазной и пластической хирургии
- Уф НИИ ГБ
Клиническая стоматологическая поликлиника- Клинические базы
- Отчеты по лечебной работе
- Договорная работа с клиническими базами
- Отделения клиники БГМУ
- Лицензии
- Санаторий-профилакторий БГМУ
- Жизнь БГМУ
- Воспитательная и социальная работа
- Отдел по культурно-массовой работе
- Отдел по связям с общественностью
- Общественные объединения и органы самоуправления
- Отдел по воспитательной и социальной работе
- Творческая жизнь
- Спортивная жизнь
- Профсоюз обучающихся БГМУ
- Профсоюзный комитет
- Совет кураторов
- Совет обучающихся
- Ассоциация выпускников
- Работа музеев на кафедрах
- Выпускники БГМУ – ветераны ВОВ
- Золотой фонд БГМУ
- БГМУ — ВУЗ здорового образа жизни
- Юбиляры
- Жизнь иностранных студентов БГМУ
- Университету 90 лет
- Университету 85 лет
- Празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне
- Научная библиотека
- Приоритет 2030
- О программе
- Проектный офис
- Стратегические проекты
- Миссия и стратегия
- Цифровая кафедра
- Конкурсы для студентов
- Отчетность
- Публикации в СМИ
- Программа развития
- Научные семинары для студентов и ученых БГМУ
- Новости
Студентам
На кафедре осуществляется подготовка студентов 3 и 4 курса стоматологического факультета по дисциплине «Кариесология и эндодонтия» и 5 курса по модулю «Современная эндодонтия» — дисциплина по выбору в рамках федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 31. 05.03 Стоматология.
По модулю «Кариесология» проходят обучение в 5 и 6 семестре студенты 3 курса. В конце каждого цикла 6 семестра проводится промежуточная аттестация в виде зачета.
По модулю «Эндодонтия» проходят обучение в 7 и 8 семестре студенты 4 курса. В конце каждого цикла 8 семестра проводится промежуточная аттестация — экзамен.
Обучение по дисциплине по выбору «Современная эндодонтия» в 9 семестре проходят студенты 5 курса.
1. Тематический план практических занятий -модуль «Кариесология»
Раздел 1 «Кариес зубов» 6 семестр (3 курс)
1. Организация работы стоматологического терапевтического кабинета. Организация рабочего места. Эргономика в стоматологии. Инфекционный контроль.
2. Теории возникновения кариеса. Классификация кариеса (МКБ-10, ММСИ и их соответствие)
3. Методы обследования стоматологического больного, интерпретация результатов обследования. Виды медицинской документации. Правила заполнения медицинских документов.
4. Этиология, патогенез кариеса зубов, методы его диагностики.
5. Зубная бляшка. Гигиенические индексы. Профессиональная гигиена полости рта. Принципы и техника препарирования различных классов кариозных полостей по Блэку и Лукомскому.
6. Кариес эмали . Клиническая картина, дифференциальная диагностика и лечение.
7. Кариеса дентина. Клиническая картина, дифференциальная диагностика и лечение
8. Кариеса цемента. Клиническая картина, дифференциальная диагностика и лечение Медикаментозные средства, временные и постоянные пломбировочные материалы для лечения кариеса. Изолирующие и лечебные прокладки.
9. Ошибки и осложнения при лечении кариеса зубов.
10. Итоговое занятие. Защита истории болезни
Раздел 2. «Некариозные поражения твердых тканей зубов» 7 семестр (3 курс)
1. Некариозные поражения твердых тканей зубов до прорезывания. Классификация. Методы диагностики.
2. Некариозные поражения твердых тканей зубов до прорезывания. Нарушение формирования зубов. Гипоплазия эмали. Этиология. Патологическая анатомия. Клинические проявления. Флюороз. Понятие «эндемия», методы обследования, содержание фтора в воде.
3. Некариозные поражения твердых тканей зубов до прорезывания. Наследственные нарушения структуры зубов
4. Некариозные поражения твердых тканей зубов после прорезывания. Повышенное стирание зубов. Патологическая стираемость, сошлифовывание.
5. Некариозные поражения твердых тканей зубов после прорезывания. Эрозия зубов. Этиология. Классификация. Патогенез. Клиника. Дифференциальная диагностика
Некариозные поражения твердых тканей зубов после прорезывания. Некроз твердых тканей. Классификация. Лечение
6. Некариозные поражения твердых тканей зубов после прорезывания. Травма зуба
7. Некариозные поражения твердых тканей зубов после прорезывания. Дисколориты. Изменение цвета зубов (до и после прорезывания)
8. Некариозные поражения твердых тканей зубов после прорезывания. Отбеливание (виды отбеливания), показания и противопоказания к отбеливанию.
9. Некариозные поражения твердых тканей зубов после прорезывания. Гиперестезия зубов. Клиника, диагностика, лечение.
10. Зачет. Итоговое тестирование.
Тематический план практических занятий -модуль «Эндодонтия»
Раздел 1 «Болезни пульпы» 8 семестр (4 курс)
1. Оценка исходного уровня студентов. (кариес зубов, анатомия и топография зубов)
2. Строение, функции пульпы. Этиология, патогенез пульпита. Классификация пульпита.
3. Методы обследования больного с воспалением пульпы. Особенности заполнения истории болезни.
4. Начальный пульпит. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Острый пульпит. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Гнойный пульпит. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика.
5. Хронический пульпит. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика.
6. Эндодонтические инструменты. Алгоритм эндодонтического лечения Определение рабочей длины каналов, методы механической и медикаментозной обработки каналов. .Временная и постоянная обтурация корневых каналов: цель, материалы, методы.
7. Методы лечения пульпита сохраняющие жизнеспособность пульпы (пульпосохраняющие методы),
8. Хирургические методы лечения пульпита (витальные и девитальные методы).
9. Оказание неотложной помощи при пульпите. Ошибки и осложнения при лечении пульпита.
10. Защита истории болезни. Итоговое занятие.
Раздел 2. «Болезни периодонта» 9 семестр (4 курс)
1. Повторение пройденного материала: этиология, патогенез воспаления пульпы зуба. Классификации заболеваний пульпы. Методы обследования пациентов. Гиперемия пульпы, острые формы пульпита, хронические формы пульпита: клиническая картина, диагностика. Методы лечения пульпита. Показания, противопоказания. Ошибки и осложнения.
2. Этиология, патогенез периодонтита. Строение, функции периодонта. Анатомо-физиологические особенности периодонта.
3. Классификация апикального периодонтита. Методы обследования пациентов.
4. Острый апикальный периодонтит: Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика периодонтита.
5. Лечение апикального периодонтита. Оказание неотложной помощи при остром периодонтите. Современные эндодонтические методы.
Медикаментозная и инструментальная обработка каналов
6. Хронический апикальный периодонтит. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика периодонтита.
7. Хронический апикальный периодонтит. препараты для временного и постоянного пломбирования каналов. Консервативно-хирургические методы лечения.
8. Ошибки и осложнения , возникающие при диагностике и лечении пульпита и периодонтита Неотложные состояния в эндодонтии. Профилактика. Одонтогенный сепсис, очагово-обусловленные заболевания.
9. Защита истории болезни. ( Консультация к экзамену). Итоговое тестирование. Зачет.
10. Экзаменационное тестирование. Экзамен. Собеседование
Тематический план практических занятий в 10 семестре (5 Курс)
«Современная Эндодонтия». Дисциплина по выбору
1. Обследование стоматологического больного с заболеваниями пульпы и периодонта. Анатомия и топография полости зуба и корневых каналов.
2. Современные эндодонтические инструменты, роторные и реципрокные технологии обработки корневых каналов.
3. Диагностика, лечение, профилактика осложнений заболеваний пульпита
4. Диагностика, лечение, профилактика осложнений заболеваний периодонта
5. Эндодонтический микроскоп. Понятие о современном эндодонтическом лечении. Методы эндодонтического лечения с применением эндодонтического микроскопа.
6. Ошибки и осложнения при лечении заболеваний пульпы и периодонта и методы их устранения.
Контрольные вопросы и тесты для самостоятельной подготовки студентов к зачету по модулю «Кариесология.»
Контрольные задания для самостоятельной подготовки студентов к зачету дисциплины по выбору Современная эндодонтия
Примеры клинических задач для практико-ориентированного этапа промежуточной аттестации по модулю «Эндодонтия»
Темы рефератов, докладов, презентаций
Тесты для самостоятельной подготовки студентов к зачету дисциплины по выбору «Современная эндодонтия»
Учебно-методическая литература для самостоятельной работы обучающихся
1. Терапевтическая стоматология. Кариесология и заболевания твердых тканей зубов. Эндодонтия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Ю. М. Максимовский, А. В. Митронин; под общей ред. Ю. М. Максимовского. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970435892.html
2. Терапевтическая стоматология / О. О. Янушевич, Ю. М. Максимовский, Л. Н. Максимовская, Л. Ю. Орехова — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 760 с.
3. Современные методы лечения пульпита :учебное пособие/ А.В.Митронин, М.Н.Куваева, М.И Митерева, Н. Н. Белозерова, Т.Ю. Фокина, Е. Д. Юрцева, М., МГМСУ, 2018
4. Терапевтическая стоматология [Электронный ресурс] : учебник. В 3-х ч. Ч. 1 : Болезни зубов / ред. Е. А. Волков, О. О. Янушевич. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 167 с. http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970433393.html
5. Стоматология. Запись и ведение истории болезни [Электронный ресурс] : руководство / Под ред. В. В. Афанасьева, О. О. Янушевича. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970437902.html
6. Кариесология и заболевания твёрдых тканей зубов. Эндодонтия. Тестовые задания и ситуационные задачи: Учебно – методическое пособие для студентов /под ред. А.В. Митронина. – М.: МГМСУ, 2015. – 83 с.
7. Терапевтическая стоматология. Национальное руководство Издательство «ГЭОТАР-Медиа» 2019 г. Страниц: 888 Автор: под ред. Л. А. Дмитриевой
8. Атлас анатомии человека для стоматологов [Электронный ресурс] / Сапин М.Р., Никитюк Д.Б., Литвиненко Л.М. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970424896.html
9. Лучевая диагностика в стоматологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Васильев А.Ю., Воробьев Ю.И., Серова Н.С. и др. — 2-е изд., доп. и перераб. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970415955. html
10. Электронная медицинская библиотека Консультация врача — http://www.rosmedlib.ru/
11. Сребная Е.А., Митронин А. В., Прокопов А.А. Особенности состава ротовой жидкости у молодых пациентов с клиновидными дефектами зубов // Российская стоматология. — 2018.- №2. Том 11.- С. 63-64.
12. Клиническая анатомия челюстей: руководство. / В.Г. Смирнов, О.О. Янушевич, А.В. Митронин. – М.: БИНОМ, 2014. -232 с.
13. Митронин А.В., Сребная Е.А., Привалов В.И., Прокопов А.А. Спектроскопия высокого разрешения ЯМР 1Н ротовой жидкости молодых пациентов с клиновидными дефектами зубов // Эндодонтия Today. – 2020. — 18(4). – С. 20-25.
14. Тардов М., Болдин А., Митронин А.В., Заушникова Т.С. Современный взгляд на этиологию и особенности патогенеза синдрома Костена // Cathedra-Кафедра. Стоматологическое образование. — 2019. — №69.- С.24-28.
15. Гаффоров С., Митронин А.В., Беленова И.А., Яриева О. Значение медико-социальных факторов этиологии кариозных и некариозных заболеваний среди детей и подростков // Cathedra-Кафедра. Стоматологическое образование. — 2019. — №69.- С.62-66.
16. Тактика врача-стоматолога: Практическое руководство /под ред. О.О. Янушевича.-Москва: ГЕОТАР – Медиа, 2022.-240 с.:ил. -(Серия «Тактика врача»).
17. Нарушения развития и формирования зубов: учебное пособие: /А.В. Митронин, Е.В. Володина, М.Н. Куваева (и др). – Москва: ГЕОТАР – Медиа, 2023.-128 с.:ил.
18. Фтизиатрия. Учебник для лечебных и стоматологических факультетов медицинских вузов России. 3-е издание переработанное и доп. / В.Ю. Мишин, С.П. Завражнов, А.В. Митронин, А.В. Мишина. М.: ГЕОТАР – Медиа, 2020.-528 с.: ил.
Диагностика и эпидемиология: 9 От диагностики к терапии
10.1055/b-0034-84412
Sebastian Paris, Hendrik Meyer-Lueckel, Kim R. Ekstrand
На профессию стоматолога по-прежнему сильно влияет менталитет «высверливай и заполняй», то есть восстановительная реконструкция зубов, разрушенных кариесом. В последние десятилетия достигнут большой прогресс благодаря разработке эффективных стоматологических материалов и методик, позволяющих выполнять малоинвазивные реставрации зубов с запущенными стадиями кариеса под цвет зубов. Хотя этот прогресс представляет собой значительное достижение, не следует забывать, что восстановление кариозных дефектов с использованием стоматологических материалов носит паллиативный характер, а не излечивает.1 Если терапия кариеса ограничивается облегчение симптомов без заживления болезни путем устранения этиологических факторов, возникнут новые кариозные дефекты. Как отмечалось в главе 4, процесс кариеса зависит от сложного взаимодействия патогенных и защитных этиологических факторов. Для устранения причины кариеса необходимо постоянно воздействовать на один или несколько факторов (риска). Наша профессия находится в процессе изменений, когда внимание стоматологии постепенно смещается с классической хирургической реставрации на борьбу с причинами кариеса.2
Правильный диагноз является предпосылкой правильного лечения. Поэтому в этой главе будут обсуждаться основы диагностики для раннего лечения кариеса, связанного с его причиной. Кроме того, в этой главе представлен обзор различных подходов и мер по борьбе с кариесом, которые будут более подробно обсуждаться в последующих главах. Различные процедуры будут представлены вместе с соответствующими показаниями для различных стадий и типов кариеса. В частности, будут затронуты следующие темы:
Особенности стоматологической диагностики
Работа с диагностическими ошибками
Различные терапевтические подходы
Терапевтические возможности для различных участков предрасположенности
Особые меры, показанные при определенных стадиях заболевания
Из диагностики…
Правильный диагноз является предпосылкой для выбора подходящей терапии. При лечении кариеса часто возникает соблазн ограничить диагностику и лечение отдельными зубами, поскольку они проявляют наиболее острые признаки и связанные с ними симптомы. Однако, как указывалось в предыдущих главах, кариес — это заболевание, которое не ограничивается в первую очередь отдельными зубами; она возникает из-за поведения больного (питание, гигиена полости рта и т. д.) и защитных влияющих факторов в полости рта (таких как слюна). По этой причине кариес редко ограничивается одним зубом и обычно встречается в нескольких зубах. Поэтому при диагностике следует принимать во внимание всего пациента, а не ограничивать его отдельными зубами.
Индивидуальная диагностика
Целью диагностики на уровне пациента является оценка риска развития кариеса у пациента (т. е. вероятность того, что в будущем у пациента разовьются новые кариесные поражения). Это особенно полезно при определении индивидуальной потребности в терапии и диагностического интервала наблюдения. Кроме того, целью оценки риска кариеса является выявление и оценка соответствующих индивидуальных факторов риска пациента . Кариес является заболеванием с несколькими причинами, и значение, придаваемое патогенным и различным защитным факторам, различается от пациента к пациенту и в разное время для отдельных пациентов. Чтобы подобрать подходящую терапию кариеса, направленную на устранение основных причин, необходимо определить соответствующие факторы риска пациента и проанализировать защитные факторы. Затем может быть назначено лечение, связанное с риском.
Диагностика на уровне зуба
Как диагностируется кариес?
В медицине диагноз определяется как «искусство или действие по идентификации болезни по ее признакам и симптомам». субъективный), что у пациента проявляется основное заболевание, и исключают другие потенциальные заболевания при дифференциальной диагностике.4 Что касается кариеса, эта форма диагностики все еще встречается во многих странах без высокоразвитой системы здравоохранения и часто используется для неотложной стоматологической помощи. . Пациент появляется с жалобами (признаками и симптомами), а предполагаемая причина (например, кариес, пульпит) идентифицируется и отграничивается от всех других причин (например, острого периодонтита) при дифференциальной диагностике. Если кариес идентифицирован как причина симптомов, он часто находится на поздней стадии и требует неотложного лечения.
Во многих странах с высокоразвитой системой здравоохранения для диагностики кариеса используется другой подход, который не совсем соответствует приведенному выше определению. выявление заболевания. Больной обычно жалоб не предъявляет. В этом контексте диагностика приобретает характер скрининга. То есть стоматолог сначала ищет специфические модели или признаки известного заболевания (в данном случае кариеса), и количество дифференциальных диагнозов для этих моделей признаков очень ограничено. включая ранние стадии (с использованием соответствующих методов), правильную оценку поражения и последующий выбор адекватной терапии. Хотя эта форма диагностики очень отличается от классической медицинской диагностики6, она не ограничивается стоматологией и становится все более актуальной в других дисциплинах общей медицины, в которых применяются вторичные, превентивные стратегии при ранней диагностике и лечении заболеваний (таких как рак толстой кишки или ишемическая болезнь сердца). Скрининговые обследования обеспечивают раннее выявление и, следовательно, неинвазивное, микро- или минимально инвазивное лечение.
Одним из рисков, связанных со скрининговыми осмотрами, являются ложноположительные результаты, которые могут привести к избыточному лечению (см. ниже).7 Интервалы между стоматологическими осмотрами в первую очередь зависят от индивидуального риска развития кариеса у пациента (см. Главы 7 и 24). Помимо скрининга на кариес, в ходе этих осмотров проверяются другие заболевания полости рта, такие как пародонтит и заболевания слизистой оболочки, а также учитывается индивидуальный риск этих заболеваний.
Во многих странах с высокоразвитой системой здравоохранения диагностика кариеса носит скрининговый характер. Это позволяет проводить раннюю диагностику (и лечение) заболевания, но существует более высокий риск ложноположительных результатов.
Правда о кариесе
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что рекомендуется как можно раньше выявлять признаки кариеса, чтобы заболевание можно было вовремя диагностировать и лечить. Такой подход основан на эссенциалистской перспективе . То есть предполагается, что существует (скрытый) процесс или заболевание, называемое «кариесом», которое преобразует причины кариеса в типичные признаки и симптомы заболевания ( Рис. 9.1 ).8 Следовательно, цель диагностики заключается в выявлении основного скрытого заболевания высокоточными методами, чтобы выяснить «правду», есть кариес или нет. Но где на самом деле начинается кариес? Наиболее характерным признаком кариеса является потеря минералов твердыми тканями зуба. Однако физиологические колебания pH в ротовой полости постоянно вызывают потери минералов и последующее их увеличение. С одной стороны, начальные минеральные потери (начальные поражения), которые можно обнаружить только с помощью специальных диагностических инструментов, часто не имеют патологического значения и могут реминерализоваться без вмешательства. С другой стороны, эти поражения могут также представлять собой ранние стадии более поздних полостей. В соответствии с эссенциалистской концепцией, предполагающей существование заболевания независимо от его признаков и симптомов, можно было бы сказать, что кариес является основной причиной этих поражений.8 Таким образом, многие люди будут классифицированы как «больные кариесом». Это может быть неоправданным, поскольку не у каждого человека разовьется кариес из-за ранних поражений, что может вызвать симптомы и функциональные проблемы. Из вышесказанного становится ясно, что определить общепринятое начало/начало кариеса не представляется возможным.
номиналистический подход , таким образом, предполагает, что не существует болезни, называемой «кариес», которая не зависит от признаков и симптомов; скорее, мы присвоили название «кариес» патологическому процессу, а также его признакам и симптомам ( рис. 9.1 ). Логическим результатом является то, что только признаки и симптомы, а не скрытая болезнь, являются проблематичными и, следовательно, актуальными для пациента. Это также означает, что нет «правды» о кариесе: есть ли у зуба или у кого-то кариес или нет, зависит от нашего определения.
Эссенциалистский и номиналистический подходы (с изменениями из ссылки 8).Номиналистический подход имеет значение для диагностики кариеса. Потому что здесь, в отличие от эссенциалистской концепции, за симптомами не ищут никакой болезни — нет смысла искать ранние абстрактные признаки болезни с помощью все более точных диагностических тестов. При номиналистическом подходе единственная значимая диагностическая информация — это та, которая дает терапию, которая приведет к польза для здоровья пациента .1,8 Строго говоря, все остальные диагнозы тогда излишни. Это создает проблему, поскольку качество диагностических методов, используемых в научных исследованиях, обычно измеряется их способностью определять признаки и симптомы по сравнению с «золотым стандартом». Часто в таких исследованиях используются микроскопические или лабораторные методы в качестве золотых стандартов, позволяющих с высокой точностью выявлять абстрактные признаки болезни. Значимость этих признаков, выявляемых золотыми стандартами, для прогноза заболевания или успеха соответствующей терапии, как правило, не исследуется, так как тогда такие исследования очень трудоемки и дороги. Например, эссенциалистское мышление вылилось в обычную практику, когда в научных исследованиях диагностические инструменты проверялись на их способность выявлять «кариес дентина», то есть гистологическое воздействие на дентин, которое можно было легко доказать микроскопическими методами in vitro. Следовательно, в клинике обнаружение обесцвеченного дентина при препарировании полости было интерпретировано как подтверждение диагноза «кариес дентина», то есть «этот зуб требует реставрации». Сегодня предполагается, что гистологическое воздействие на дентин само по себе имеет лишь второстепенное значение для прогноза и, следовательно, для диагностики кариеса. Скорее, кавитация на поверхности поражения, по-видимому, имеет отношение к прогнозу и, следовательно, к диагностике в большинстве случаев.
Целью диагностики кариеса является регистрация и описание признаков и симптомов заболевания кариесом. Диагностическая информация актуальна только тогда, когда она имеет отношение к терапии.
Болезнь | ||||
Да | № | |||
Тест | Положительный | Истинно положительный | Ложное срабатывание | Положительное прогностическое значение: |
Отрицательный | Ложноотрицательный | Истинно отрицательный | Отрицательное прогностическое значение: | |
Чувствительность: | Специфичность: | |||
a В идеальном случае все нездоровые получают положительный результат (истинно положительный), а все здоровые — отрицательный (истинно отрицательный). В действительности тест также дает отрицательные результаты для здоровых (ложноотрицательные) и положительные результаты для здоровых (ложноположительные). Чувствительность выражает долю нездоровых, которые были правильно проверены как нездоровые. Специфичность показывает долю здоровых, которые были правильно идентифицированы как здоровые. Положительное прогностическое значение выражает долю тех, у кого был положительный результат теста, которые на самом деле нездоровы. Отрицательное прогностическое значение выражает долю тех, у кого был отрицательный результат теста, которые на самом деле здоровы. Эти значения могут быть выражены в процентах путем умножения дроби на 100%. |
Диагностические ошибки и их последствия
Как описано в предыдущих параграфах, каждый диагностический тест подвержен ошибкам. То есть положительный тест не всегда означает наличие кариеса, а отрицательный тест не всегда гарантирует отсутствие кариеса. Часто получаются как ложноположительные, так и ложноотрицательные результаты теста ( Таблица 9. 1 ). В результате пациент либо перелечен (в случае ложноположительных результатов), либо недолечен (в случае ложноотрицательных результатов).
Чтобы лучше проиллюстрировать проблемы диагностических ошибок, давайте рассмотрим пример из области юриспруденции: Судебные решения, как и медицинские тесты, также подвержены ошибкам. Суд (или «испытание» в нашем случае) всегда стремится осудить только виновных (истинно положительный) и оправдать невиновных (истинно отрицательный). Однако каждый судья или присяжные время от времени совершают ошибки и неправильно оправдывают виновных (ложноотрицательный результат) и неправильно осуждают невиновного (ложноположительный результат).
Чувствительность и специфичность различных диагностических методов описаны в предыдущих главах. Чем лучше тест, тем ниже будет его частота ошибок (высокий уровень чувствительности и высокий уровень специфичности). Однако часто повышение чувствительности снижает специфичность. Строгий судья (высокий уровень чувствительности) оправдает меньше виновных, но, вероятно, несправедливо осудит больше невиновных (низкая специфичность). Напротив, судья, который в первую очередь старается не осуждать невиновных (высокий уровень конкретности), скорее всего, будет стремиться оправдать больше виновных (низкий уровень чувствительности). Точно так же поиск ранних стадий кариеса (например, обесцвеченных фиссур) с целью правильного выявления большего количества кариеса (повышенная чувствительность) автоматически увеличивает количество ложноположительных результатов и, следовательно, снижает уровень специфичности.
Чувствительность и специфичность диагностического метода (теста) всегда тесно связаны. Если чувствительность повышается, специфичность автоматически снижается.
Различные диагностические процедуры и методы классификации были представлены в предыдущих главах. Несмотря на то, что стоматологические диагнозы по-прежнему основаны на клинических осмотрах, можно использовать дополнительные диагностические методы, помогающие обнаружить и оценить кариес, особенно на поверхностях зубов, которые невозможно или трудно осмотреть визуально. При использовании дополнительных методов диагностики часто удается выявить большее количество поражений кариесом, что снижает количество ложноотрицательных результатов (повышение чувствительности). Однако в дополнение к увеличению количества истинно положительных результатов (и, следовательно, чувствительности), количество ложноположительных результатов также увеличивается за счет простого сложения положительных результатов, полученных разными методами.6
Чтобы проиллюстрировать эту проблему, давайте снова воспользуемся аналогичным примером из юридической профессии: Ошибочность судебных решений — известная проблема. Таким образом, если бы каждый реабилитированный судом подозреваемый подвергался повторному судебному разбирательству с другим судьей и свидетелями (дополнительная диагностическая мера), то число правильно осужденных преступников (истинно положительные заключения) могло бы увеличиться, и меньше преступников было бы ошибочно допущено к уголовной ответственности. бесплатно. Однако число несправедливо осужденных обязательно увеличилось бы (ложноположительные выводы), так как этих ошибок также стало бы больше. По этой причине не всякую положительную находку следует считать явным признаком кариеса, а положительные находки нескольких методов не следует просто суммировать. Вместо этого следует учитывать ошибочность каждого диагностического метода и тщательно оценивать противоречивые результаты, в конечном итоге используя дополнительные методы.8
При использовании нескольких диагностических методов количество ложноположительных результатов увеличивается. Поэтому противоречивые результаты необходимо тщательно анализировать.
По тем же причинам не рекомендуется использовать все методы для скрининга. Как объяснялось выше, стоматологические осмотры часто носят характер осмотра.0007 скрининг . Чувствительность и специфичность теста всегда зависят от распространенности заболевания. Однако при скрининге распространенность заболевания часто низкая (было осмотрено много здоровых зубов, чтобы найти несколько больных зубов). Когда распространенность низкая, количество ложноположительных результатов увеличивается, а прогностическая ценность теста снижается.
Еще раз возьмем пример из юридической профессии, чтобы проиллюстрировать: если бы каждый гражданин предстал перед судом за какое-либо преступление без каких-либо обоснованных подозрений, весьма вероятно, что больше преступников было бы оправданно заключено в тюрьму. Однако число невиновных заключенных, осужденных за судебную ошибку, будет значительно выше. По аналогичным причинам не имеет смысла исследовать все жевательные поверхности пациента с помощью метода диагностики средней специфичности (например, лазерной флюоресценции). Этот метод привел бы к ненужному количеству ложноположительных показаний. Вместо этого такие методы должны быть ограничены поверхностями зубов, где на основании предыдущих клинических или рентгенологических исследований предполагается потенциальный кариес.0003
Частота и вероятность заболевания при скрининге или осмотре относительно низка. По этой причине увеличивается количество ложноположительных результатов, а прогностическая ценность теста снижается. Поэтому дополнительные диагностические методы следует использовать только для клинически «подозрительных» поверхностей зубов, а не для скрининга.
Диагностический процесс
Диагностический процесс при стоматологических осмотрах состоит из нескольких этапов. Во-первых, необходимо выявить признаки и симптомы, характерные для кариеса (9).0007 обнаружение ). Далее следует точное описание стадии (тяжести) и статуса активности поражения (оценка ).9,10 Для обнаружения и описания кариеса можно использовать несколько методов, которые дают как подтверждающую, так и противоречивую информацию. Затем результаты объединяются для формирования диагноза , который используется для выбора терапии ( рис. 9.2 ).2,11 Терапевтическое решение включает два элемента: 1) нужно ли лечить заболевание; 2) какая терапия является подходящей. 5
Во время стоматологического осмотра отдельные этапы диагностического процесса часто выполняются бессознательно. К сожалению, диагностические этапы часто сочетаются с терапевтическим планированием, когда стоматолог только определяет, какая поверхность зуба каким материалом должна быть заполнена.4,12,13 Причина этого, вероятно, является исторической и связана с системой возмещения расходов, которая страны дают деньги только на оперативное лечение, а не на профилактику. Поскольку в прежние времена кариес лечили почти исключительно с помощью реставраций — из-за нескольких терапевтических альтернатив и высокой распространенности и активности кариеса — не было необходимости выявлять ранние стадии кариеса. Диагноз в первую очередь заключался в обнаружении кавитационных поражений (полость была или не существовала), а наличие кариеса автоматически приводило к восстановительной терапии.14,
Сегодня кариес прогрессирует относительно медленно во многих странах и группах населения, и существует множество вариантов лечения (см. ниже). Для выбора правильной терапии для конкретной стадии кариеса требуется более точное описание заболевания. В дополнение к описанию стадии кариеса, определение активности кариеса в настоящее время считается не менее важным. Поскольку целью многих методов лечения является остановка развития кариеса, необходимо отличать активные стадии, требующие лечения, от неактивных стадий, которые не требуют (больше) лечения. В терапевтических подходах, направленных на остановку кариеса, наблюдение поражений в течение более длительного периода часто является единственным способом следить за успехом терапии . Если стоматологические данные ограничиваются простым документированием наличия или отсутствия кариеса, большая часть информации теряется, и невозможно выбрать подходящую терапию для конкретной стадии или причины.
Диагностический процесс и выбор терапии.Для выбора подходящей терапии необходимо оценить стадию и активность кариеса. Помимо определения необходимости терапии, диагностика также используется для оценки успешности терапии.
Только обладатели статуса Gold могут продолжить чтение. Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Теги: Лечение кариеса – наука и клиническая практика, Стоматология: профилактика и восстановление, Часть 1 Кариес – наука, Протезирование
23 мая 2020 г. | Автор: drzezo в общей стоматологии | Комментарии к записи Диагностика и эпидемиология: 9 От диагностики к терапии
отключены[PDF] ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЗУБНОЙ БОЛИ
Влияет ли микрогравитация на полость рта и челюстно-лицевую область?
Проанализированы последствия для здоровья полости рта и челюстно-лицевой области, связанные с этой сложной миссией и авиационной стоматологией, которая редко или кратко обсуждалась в учебниках по стоматологии.
Ортодонтическая интрузия прорезавшихся постоянных моляров верхней челюсти с использованием временных анкерных устройств
В данном клиническом случае показано, как прорезавшиеся постоянные моляры верхней челюсти подвергались интрузии с помощью временных анкерных устройств, размещенных межкорневыми промежутками между задними зубами верхней челюсти.
Анальгезия (неправильное) использование в службе неотложной стоматологической помощи: опрос пациентов
- G. Hommez, B. Ongena, R. Cauwels, P. De Paepe, V. Christiaens, W. Jacquet
Медицина, психология
Clinical Oral Investigations
- 2017
Большая часть пациентов принимала передозировки анальгетиков, и даже предварительная медицинская консультация не привела к значительному снижению частоты передозировок, что позволяет предположить, что стоматологи, оказывающие неотложную помощь, должны четко осознавать высокий риск и высокие показатели передозировки анальгетиков у своих пациентов.
Стоматология в воздухе.
- К. Дас, М. Догра, Дж. Гаур, Н. Двиведи, Амит Кумар
Инженерное дело
- 2017
Достоверность предоперационных клинических данных для идентификации пульпы зуба Статус: Национальное стоматологическое исследование, основанное на практике.
Сетевое исследование.- М. Пигг, Д. Никсдорф, Р. Нгуен, А. Лоу
Медицина, материаловедение
Журнал эндодонтии
- 2016
влияние изменений давления во время имитации погружения на силу отрыва стеклопластиковых стоек
- M. Gulve, N. Gulve
Медицина, материаловедение
Журнал стоматологических исследований
- 2013
Стоматолог должен рассмотреть возможность использования армированного смолой стеклоиономера или полимерный цемент, для фиксации штифта из стекловолокна, для пациентов, таких как дайверы, которые могут подвергаться циклическому изменению давления, в зависимости от эффекта колебаний давления, которому подвергаются дайверы.
Бародонталгия: клиническое состояние
- T. Gaur, T. Shrivastava
Медицина
- 2012
Акцентируются те нетронутые аспекты бародонталгии, на которые следует обратить внимание, которые не отражены в доступной в учебниках литературе.