Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
Крупным планом
Самые потрясающие случаи, когда после реставрации полотна начинают рассказывать совсем не ту историю, к которой мы привыкли: утраченные и возвращенные кит и Купидон, потертая веревка, превращение реальных моделей в святых и обратно, а также тайна любви на песке
Софья Багдасарова
21.01.2022
«Девушка, читающая письмо у открытого окна» Яна Вермеера
Бытовая сценка (около 1657–1659) из Дрезденской картинной галереи — это хрестоматийный, знаменитый Вермеер. В 2021 году немецкие исследователи завершили ее реставрацию, полностью перевернув наше представление об этой картине. Еще при рентгене 1979 года выяснилось, что на стене позади девушки под слоем краски скрыто изображение висящего на стене полотна с Купидоном в пейзаже. Сначала его не трогали, подумав, что Вермеер сам написал бога любви — сам и закрасил. Однако свежие анализы доказали, что слой масла, сделавший стену однотонной, был нанесен уже после смерти художника (возможно, нового владельца смутил пухлый голый мальчик). Теперь Купидон вернулся на стену комнаты. Картина приобрела четкое аллегорическое указание на то, что героиня читает именно любовное письмо.
Ян Вермеер. «Девушка, читающая письмо у открытого окна». Около 1657–1659. Фрагмент до и после реставрации.
Фото: Gemäldegalerie Alte Meister, SKD/Wolfgang Kreische
«Качели» Жана Оноре Фрагонара
Шедевр рококо 1767–1768 годов из британского Собрания Уоллеса закончили реставрировать осенью 2021 года. Эта сценка в парке считается аллегорической иллюстрацией любовного треугольника, но, как выяснилось, ее восприятие менялось под воздействием хода времени. Видевшие полотно в XVIII веке оставили воспоминания, согласно которым один из мужчин — раскачивающий качели — был епископом. Однако исследователи ХХ века склонялись к тому, что на полотне изображен все-таки мирянин. Современная реставрация подтвердила это: костюм мужчины оказался не черным, а синим, то есть того цвета, который священники не носили. Всплыл и другой важный нюанс. Теперь видно, что веревка качелей сильно потрепана и ненадежно прикреплена к старому дереву. Заигравшаяся красавица может в любой момент рухнуть. У картины появилась предостерегающая мораль.
Жан Оноре Фрагонар. «Качели». Около 1767–1768. Фрагмент до и после реставрации.
Фото: The Wallace Collection
Агнец с Гентского алтаря
Гигантский алтарный образ 1432 года Яна ван Эйка из собора Святого Бавона в Генте реставрируется с 2012 года и постоянно преподносит сюрпризы, правда маленькие. А в 2018 году было объявлено о большом. После расчистки оказалось, что центральную фигуру центральной панели — Агнца из сцены «Поклонения Агнцу» — мы привыкли видеть совсем не таким, каким его задумал художник. Первоначальный лик Агнца был инфернальным. Поскольку алтарь связан с темой Апокалипсиса и искупления, у него, являющегося символом Христа, были человекоподобные черты лица и крупные глаза. В поздних записях его превратили в реалистичного барашка — наверное, слишком пугал. Теперь изображение на алтаре снова стало более многозначным.
Фрагмент центральной нижней панели Гентского алтаря до и после реставрации.
Фото: www.lukasweb.be — Art in Flanders vzw/Hugo Maerte
«Вид на Шевенингенские пески» Хендрика ван Антониссена
Морской пейзаж 1641 года из Музея Фитцуильяма в Кембридже долгие годы не привлекал особого внимания ни зрителей, ни хранителей. Стандартный голландский вид. Единственное, что было необычным, — это скопление фигур на пляже. Что они там забыли? Зачем стоят? Однако реставрация 2014 года прояснила этот вопрос. Оказалось, что пейзажист запечатлел редкое событие — выброшенного на берег кита, на которого какие-то любопытствующие даже взобрались. Причина, по которой некто убрал тушу мертвого животного с картины, возможно, была коммерческой: мирный пейзаж без трупов было проще продать для украшения интерьера. Но когда это произошло — непонятно. В музей в 1873 году картина поступила уже в таком виде.
Хендрик ван Антониссен. «Вид на Шевенингенские пески». 1641. Фрагмент до и после реставрации.
Фото: Wikipedia Commons
«Мона Лиза» из Прадо
Копия работы анонимного мастера с женской фигурой на черном фоне долгие десятилетия не вызывала особого интереса. Мало ли в музеях повторов «Джоконды»! Но реставрация 2010–2012 годов приковала к картине внимание исследователей творчества Леонардо да Винчи. Оказалось, что глухой черный фон появился не ранее 1750 года, добавленный неизвестно с какой целью. А скрывал он целую сокровищницу — покрытый дымкой пейзаж, аналогичный тому, что на луврском оригинале. Его изучение показало, что копия из Прадо — очень ранняя и, видимо, создавалась в мастерской Леонардо его учениками параллельно с оригиналом. А еще она гораздо лучше сохранилась, и теперь отреставрированная картина позволяет нам представить себе, какой, возможно, была «Джоконда» прежде.
Копия «Моны Лизы». Фрагмент до и после реставрации.
Фото: Wikipedia Commons
«Портрет патрицианки с дочерью» Тициана
Портрет женщины с девочкой (быть может, возлюбленной Тициана и их внебрачного ребенка) относят к 1550-м годам. Картина осталась незавершенной, и после смерти автора кто-то, возможно его ученик, переделал ее в «Товию и ангела». Женские фигуры были переодеты и острижены, за плечами развернулись ангельские крылья, от тициановской живописи остались только лица. В таком виде картина висела в музеях, даже в Эрмитаже (при Николае I). В 1948 году рентгеновский снимок подтвердил догадку, что под ветхозаветным сюжетом непонятного авторства скрывается некий двойной портрет. Но только в 1983-м новый владелец полотна Алекс Коббе решил рискнуть и уничтожить живопись венецианского анонима ради шанса, что под ней — Тициан. Хотя реставрация заняла 20 лет, риск оправдался — теперь мы можем увидеть единственный в мире портрет матери с ребенком кисти Тициана. Нынешний владелец одолжил картину Дому Рубенса в Антверпене.
Тициан. «Портрет патрицианки с дочерью». Фрагмент до и после реставрации.
Фото: Wikipedia Commons
«Святой Марк» Франса Халса
Изображение евангелиста, парное знаменитому «Святому Луке» из советского криминального кинофильма, было подарено ГМИИ им. Пушкина Алишером Усмановым в 2013 году. Когда-то цикл из четырех евангелистов находился в Эрмитаже, но авторство Франса Халса было забыто и по императорскому повелению полотна передали для украшения церквей Крыма. Вероятно, после Крымской войны картины разделили и вывезли на продажу. В отличие от Тициана выше, «Святой Марк» попал на рынок, когда портреты, наоборот, ценились больше религиозной живописи. Ему пририсовали огромный кружевной воротник в духе голландской живописи. В 1972 году он появился на аукционе Christie’s под названием «Портрет бородатого мужчины», причем почему-то как работа Луки Джордано. Последующие владельцы ликвидировали записи и обнаружили, что «Святой Марк» — картина Халса, причем из знаменитого цикла, две части которого уже десятилетия висят в одесском музее, а четвертая добралась аж до Музея Гетти в Лос-Анджелесе.
Франс Халс. «Святой Марк». 1625-1630. Фрагмент до и после реставрации.
Фото: Wikipedia Commons
«Черная герцогиня» Франсиско Гойи
Портрет герцогини Альбы в черном 1797 года, находящийся в нью-йоркском Испанском обществе, — редкий пример ситуации, когда запись имеет крохотный размер, но меняет очень многое в смысле картины. Герцогиня, вероятно бывшая возлюбленной художника, изображена тут, как и в более раннем портрете «Белая герцогиня», стоящей на песке и указывающей пальцем вниз. В обоих случаях она показывает на подпись Гойи, начерченную на песке. «Белая герцогиня» до сих пор остается в собственности семьи Альба, а вот «Черную» влюбленный художник забрал себе и хранил почти всю жизнь. Реставрация 1959 года показала, что на песке начертано не просто “Goya”, а более компрометирующее, клятвенное — “Solo Goya”, то есть «Только Гойя». Анализ показал, что, судя по возрасту красочного слоя, первое слово закрасил сам художник сразу же после окончания картины. Это была его личная тайна. Худсовет музея решил вытащить ее на свет божий, и с тех пор картина остается памятником этой тайной любви.
«Черная герцогиня» Франсиско Гойи и подпись.
Фото: Wikipedia Commons
«Натюрморт с павлинами» Рембрандта
Полотно из амстердамского Рейксмузеума, созданное около 1639 года, — один из многочисленных примеров переделки рембрандтовских работ, предположительно с целью большей привлекательности для потенциального покупателя. Реставрация 1927 года обнаружила, что кто-то из предыдущих владельцев стер с подоконника потек крови от битой птицы. Неаппетитно, видимо, смотрелось, плохо продавалось. Картине был возвращен ее первоначальный облик: в наступившем ХХ веке зрителя уже было не запугать кровью, скорее, наоборот. Открытие особенно ценно по той причине, что от Рембрандта осталось крайне мало натюрмортов.
Рембрандт. «Натюрморт с павлинами». Фрагмент до и после реставрации.
Фото: rembrandtdatabase.org
Алтарь Паумгартнеров Альбрехта Дюрера
Триптих из Старой пинакотеки в Мюнхене был создан Альбрехтом Дюрером около 1503 года. Это редкий случай, когда мы знаем, кто именно переделал работу и почему. Приобретя алтарь в 1614 году, герцог Баварский счел фигуры рыцарей на боковых створках, написанные на простом черном фоне, слишком скучными. Придворный художник Иоганн Георг Фишер по его приказу нарастил панели и заполнил их фон пейзажными мотивами, почерпнутыми из других работ Дюрера. Также Фишер закрасил миниатюрные фигурки донаторов алтаря, изображенных у ног Мадонны, поскольку в XVII веке они смотрелись уже «старомодно». Алтарь Паумгартнеров — пример ранней научной реставрации, она была сделана в 1903 году.
Фрагменты алтаря Паумгартнеров Альбрехта Дюрера до и после реставрации.
Фото: Wikipedia Commons
Подписаться на новости
Старые вещи до и после реставрации выставили в краеведческом музее
Смотрите также
Виртуальный музей космонавтики принимает экспонаты от новосибирцев
Как работают реставраторы — можно узнать на выставке «Новая жизнь старых вещей» в краеведческом музее Новосибирска. 190 экспонатов. Некоторые можно сравнить: как вещи выглядят до и после реставрации. О восстановлении других — узнать по фотографиям.
Кресла — пожалуй, самые интересные экспонаты выставки: одно отреставрировали, другое — сохранили в первоначальном виде. Такой контраст демонстрирует тонкую работу реставраторов. Именно об этом выставка «Новая жизнь старых вещей» в краеведческом музее.
«Посмотреть на разбитую чашку мы можем у себя дома, разбив одну из двух имеющихся. Здесь интересно нам — и мы показываем эту историю посетителям уже несколько лет — рассказать про музей. Концепция краеведческого музея — музей для людей. Эта концепция обоюдоострая. Потому что, с одной стороны, мы делаем очень большое количество проектов и прикладываем очень большое количество усилий при проектировании, чтобы посетителю было здесь комфортно. И абсолютно нормальный процесс, когда посетитель хочет как можно больше узнать, что в музее происходит», — объясняет заместитель директора по научной работе Новосибирского государственного краеведческого музея Юлия Шуклина.
На выставке представлены в основном отреставрированные экспонаты. Но есть фотографии «до». И краткая информация — как именно восстанавливали предмет.
«Меня этот вопрос очень интересует — реставрация. И все старинные вещи очень интересуют. Поэтому я незамедлительно поехала. И вижу сейчас — очень интересная реставрация. Потому что представлены фотография и уже предмет, который отреставрирован, и реставрация неплохая», — комментирует Надежда Величко.
190 экспонатов — работы реставраторов музея за последние шесть лет. Каждую вещь сначала исследуют — определяют материал и время её создания и только затем выбирают метод реставрации. Важно не столько придать вещи первоначальный вид, сколько сохранить след эпохи.
«Есть такое понятие, как история бытования. Некоторые повреждения мы оставляем, потому что это именно история жизни вещи. В принципе, если повреждение не мешает дальнейшей сохранности вещи, то есть не разрушает её дальше, то его лучше оставить, потому что вот такая жизнь была у предмета», — отмечает начальник отдела реставрации Новосибирского государственного краеведческого музея Екатерина Рогатнёва.
Выставка «Новая жизнь старых вещей» будет работать до 25 апреля в краеведческом музее.
Как реставрируют старинные вещи — смотрите в сюжете «Новосибирских новостей»:
Видео: nsknews.info
#Выставка #Городская история #Культура #Культурный город
Ремонт старого дома. Фотографии до и после восстановления дома
Редакторы Country Living выбирают каждый представленный продукт. Если вы покупаете по ссылке, мы можем получить комиссию.
Подробнее о нас.
Пасторское пристанище было восстановлено в былом величии в течение годичного полного рено.
По Джошуа Лайон
Энсон Смарт
Лиза и Марк Хеллман в ходе годичного капитального ремонта вернули этому 106-летнему дому его былую славу, создав пастырское семейное убежище в северной части штата Нью-Йорк. Смотрите фото до и после их интенсивной реставрации и декорирования.
1 из 14
Дом: до
Ключевое слово во фразе «реконструкция внутренностей» — первое — требуется настоящее мужество, чтобы разобрать дом до гвоздей, а затем построить его заново. Особенно, если вы новые родители, как Лиза и Марк Хеллман (тогдашней маленькой дочери Эйвери), когда они нашли свой 106-летний дом, расположенный на бывшей птицеферме недалеко от Джефферсонвилля, Нью-Йорк. Мало того, что обширное здание площадью 6000 квадратных футов было преобразовано в шесть квартир, но к тому времени, когда Хеллманы его обнаружили, ветхая резиденция стояла заброшенной уже 25 лет.
Anson Smart
2 из 14
Дом: после
Под желтой асбестовой черепицей снаружи Лиза и Марк Хеллман обнаружили хорошо сохранившуюся вагонку, которую они покрасили краской Benjamin Moore’s Flat White. Пара также заменила крышу и все 57 окон, а также снесла и перестроила крыльцо.
3 из 14
Кухня: До
«Наш брокер не думал, что мы заинтересуемся [домом], так как он требовал так много работы», — вспоминает Лиза, вице-президент по глобальным связям с общественностью для Кеннет Коул. «Я сказал ему: «Не недооценивайте нас». В свою очередь, она и Марк не недооценивали потенциал собственности. «Мы знали, что сможем превратить его в именно такой дом, какой хотели», — объясняет Лиза. «Нам понравилась идея возможности привнести нашу индивидуальность в каждый уголок».
Энсон Смарт
4 из 14
Кухня: после
Лиза и Марк ( на фото , с Эйвери, 7 лет, и Оуэном, 3 года) заделали боковой вход на кухню, освободив место для широкой печи викингов , установленный на фартуке из сланцевой плитки. Изготовленные на заказ шкафы со старинными стеклянными панелями и светильники Restoration Hardware дополняют законченный вид, как и остров, построенный на заказ.
Блестящая идея! Расширение столешницы острова обеспечивает удобное пространство для коленей.
Anson Smart
5 из 14
Коллекция Yellowware
«Я знала, что хочу классический деревенский стиль — простой и чистый», — говорит Лиза. Сегодня ее коллекция старинной желтой посуды выглядит как дома в столовой, выставленной на 100-летней сосновой клетке, найденной в местном магазине антиквариата. В чашах хранятся свежие продукты, а также рога, найденные на участке.
Энсон Смарт
6 из 14
Гостиная
В течение 14 месяцев Хеллманы жили в близлежащих мотелях, наблюдая за строительством и реконструкцией. «Мы вытащили всю внутреннюю часть дома», — говорит Марк. «Количество штукатурки и мусора было просто ошеломляющим». Здесь новые изготовленные на заказ диваны (от Benny’s Upholstery в Либерти, Нью-Йорк) смешиваются со старинным сундуком, используемым в качестве журнального столика.
7 из 14
Лестницы: до
После того, как они снесли стены до планок, Хеллманы приступили к восстановлению всей лестничной клетки, включая ее уникальную обшитую панелями сторону. Пара также обнаружила великолепные сосновые полы под грязным линолеумом, но доски были полны сантехнических отверстий от множества кухонь и ванных комнат, которые существовали в разных квартирах. Вместо того, чтобы заменить доски целиком, Хеллманы заткнули отверстия пробками, сделанными из веток, найденных на их территории — очаровательный индивидуальный подход, который, безусловно, лучше, чем шпаклевка по дереву.
Энсон Смарт
8 из 14
Лестница: после
Вместо дорогих произведений искусства Хеллманы сосредоточились на пейзажной живописи как на теме, скупая многие за бесценок на блошиных рынках, а затем группируя их вместе для большего эффекта. У них есть два правила для картин, украшающих коридор: каждое произведение искусства должно стоить менее 100 долларов и включать в себя дом.
Блестящая идея! Новый столб предлагает прекрасную возможность выставить фонарь, трофей и даже фазана!
9 из 14
Столовая: до
Лучший совет, который они получили: «Наш подрядчик уговорил нас заменить старые окна. Мы немного потеряли характер, но в итоге сэкономили тысячи на счетах за отопление».
Энсон Смарт
10 из 14
Столовая: после
Несмотря на то, что им пришлось заменить не подлежащий ремонту жестяной потолок на гипсовый, Марк и Лиза добавили комнате интереса, установив деревянные панели вдоль ее нижних стен. Старинный стол, стулья и ковер являются семейными реликвиями, а кованая люстра изготовлена на заказ. «Она начала покупать вещи для дома за год до того, как мы въехали», — смеется Марк. «Тарелки, столовое серебро и стулья свалены в кучу на складе».
11 из 14
Ванная: До
Поскольку дом был разделен на несколько жилых помещений, в нем не было настоящей главной спальни.
Anson Smart
12 из 14
Ванная комната: After
Пара превратила бывшую однокомнатную квартиру в роскошное убежище, включая эту ванную комнату. Ванна на ножках от Kallista делит пространство со стеклянной душевой кабиной.
Anson Smart
13 из 14
Комната для гостей
Хеллманы обставили эту комнату для гостей антикварным изголовьем, а также абажуром Country Curtains и соответствующими накладками из туаля. «Мы здорово сэкономили, постепенно собирая мебель во время строительства, — говорит Лиза, — вместо того, чтобы ждать, пока мы не въедем. Это дало нам время для поиска выгодных предложений».
Энсон Смарт
14 из 14
Ванная комната для гостей
Картины с барахолки, а также старинные аптекарские банки на серебряном подносе украшают гостевую ванную комнату.
Преображение: ремонт фермы
До и после консервации
- Искусство + Художники
- Центр консервации Лундера
Откройте для себя магию консервации произведений искусства! Взгляните на проблемы и преимущества успешного лечения с первого взгляда.
Мисс Саттерли, с картины Чарльза Берда Кинга, ок. 1830-1839
Состояние: Слой лака обесцветился, поверхность покрылась грязью и копотью.
Обработка: Обесцвеченный лак, грязь и сажа были удалены соответствующими растворителями.
Чарльз Бёрд Кинг, Мисс Саттерли , ок. 1830-39
Herma, by Man Ray, 1975
Состояние: Бронзовая поверхность протравлена и деформирована в результате длительного контакта с упаковочной пеной.
Обработка: Остатки пены были удалены соответствующими растворителями, а для удаления протравленных участков и общего потускнения использовались полировочные пасты. Защитное покрытие было нанесено для замедления будущей коррозии.
Ман Рэй, Херма , 1975
Четыре портрета мужчины в разных головных уборах, с картины Уильяма Л. Каллена, 1905 г.

Обработка: Разрыв был заделан японской бумагой и пастой из пшеничного крахмала. Утраты по излому и по краям фотографии закрашены.
Уильям Л. Каллен, Четыре портрета мужчины в головном уборе, 1905
Христос, искушаемый дьяволом, с картины Джона Ритто Пеннимана, 1818
Состояние: Потеря краски и активное отслаивание обнажили голую деревянную основу. Был обесцвеченный лаковый слой и поверхностная грязь.
Обработка: Области потери и отслоения краски были пропитаны клеем для предотвращения дальнейших потерь. Обесцвеченный лак и грязь удаляли соответствующими растворителями. Утраты краски восполнены и окрашены.
Джон Ритто Пениман, Христос, искушаемый дьяволом, 1818
Полдень в заливе Сако, побережье штата Мэн, с картины Уильяма Фредерика Де Хааса, 1874
Состояние (видно в луче света) : Окраска и поддерживающая ткань погнулись и вышли из плоскости. Слой краски показал общие узоры трещин. Был обесцвеченный слой лака и вкрапленная поверхностная грязь.
Обработка: Ткань была смягчена влагой и грузом, а затем стабилизирована. Лак и поверхностная грязь были удалены.
Уильям Фредерик Де Хаас, Полдень в заливе Сако, побережье штата Мэн, 1874
Корак-ку-кисс, воин Тоуокконо, Джон Микс Стэнли, 1844-2 Коракко-Стэнли,
-kiss, Towoccono Warrior, Джон Микс Стэнли, 1844
Состояние: Слой лака обесцветился, и поверхность была покрыта грязью и копотью.
Обработка: Обесцвеченный лак, грязь и сажа были удалены соответствующими растворителями.
John Mix Stanley, Ko- rak — koo -kiss, a Towoccono Warrior, 1844
Purple Grackle, by John James Audubon, not dated
Purple Grackle, by John James Audubon, без даты
Состояние (видно при свете грабель): Неправильное обращение и хранение привели к разрывам, потерям и общему короблению поверхности.