Эмпедокл — Русская историческая библиотека
Содержание:
Жизнь и деятельность Эмпедокла
Философия Эмпедокла
Нравственное учение Эмпедокла
Эмпедокл как астроном
Эмпедокл как физик
Эмпедокл как биолог
Гносеология Эмпедокла
Литература об Эмпедокле
Жизнь и деятельность Эмпедокла
Эмпедокл (около 492–432 гг.) возвратил древнегреческую философию от абстракций пифагорейской и элейской школ на почву реальности, сохранив однако же в ней все, добытое италийскими философами. Человек, живший на Сицилии, в Акраганте, и оказавший этому городу большие услуги улучшением его государственных учреждений, Эмпедокл был с тем вместе ученый, обладавший большими сведениями в естественных науках. Он пользовался у своих сограждан величайшим уважением не только за свою политическую деятельность, но и за свои техническая работы, как например, за осушение болотистых низменностей близ Селинунта, за сооружение стен, остановивших холодный ветер, рвавшийся из ущелий, пользовался величайшим уважением и как врач и как мудрец. В своей дидактической поэме «О природе», имевшей высокое, поэтическое достоинство, Эмпедокл, по примеру Гераклита, изложил теорию происхождения вселенной, дал прекрасные картины земной поверхности, продуктов её, населяющих ее живых существ, и с гениальным умом высказал мысли, до которых лишь в недавние времена дошли специальные науки; так например, он говорил, что горы и скалы подняты силой огня. Вероятно, занятия Эмпедокла естествознанием подали повод к легенде, что он бросился в кратер Этны, желая узнать причину вулканических явлений. Вообще имя его окружено мифическим блеском. В народных рассказах сохранились баснословные предания и о том, как очистил, он воздух от болотных испарений. Фактическая истина состоит, вероятно, в том, что он провел каналом в Селинунтские болота две реки и что он проломал скалу, находившуюся на север от Акраганта, для того, чтобы через пролом летел ветер в низменности на юге от города и гнал их испарения в море. Это более сообразно с топографическими условиями той местности, чем рассказ Плутарха, что Эмпедокл избавил Акрагант от зараз и сделал плодородным бесплодное поле, загородив стенами ущелья, из которых дул ветер на равнину.
Эмпедокл
Философия Эмпедокла
Эмпедокл подобно элеатам говорит, что нет ни возникновения, ни исчезновения: возникновение – только сочетание веществ, исчезновение – только разъединение их; подобно элеатам он говорит, что бытие вечно и неизменно. Но, говоря о бытии, он понимает под этим словом вещество; по его понятиям, вещество вечно и существуют четыре первобытные класса его. Этим четырём вечным стихиям он давал кроме простых житейских, мифологико-аллегорические названия: огонь – это всепроницающий Зевс; воздух – жизнедательница Гера; земля, мрачное жилище отверженных духов – это Аидоней; для четвертой стихии, воды, Эмпедокл сам составил аллегорическое имя: Нестис. Этими четырьмя стихиями правят две движущие силы: любовь и ненависть или раздор. Первоначально стихии находились в состояния согласия и спокойствия, образуя шар, «божественную сферу»; из этого спокойствия они были выведены действием ненависти: борьба ненависти с любовью производит ряд соединений и разъединений разных стихий. Этот процесс перемен привел к тому, что возникло нынешнее устройство вселенной.
Переход из первобытного, блаженного состояния к этому процессу составляет, по учению Эмпедокла, отпадение от истины; перемены происходят по законам природы; и первоначально тела формировались только действием случайностей: из этих случайных результатов постепенно развился порядок, до некоторой степени разумный. Чтобы объяснить происхождение одних тел из других, Эмпедокл полагает, что все тела состоят из бесконечно малых частиц: каждая частица принадлежит той или другой из четырех стихий. Жизненная сила человеческого организма находится в крови; самосознание возникает при известных сочетаниях составных частиц; одно и то же сочетание может повторяться много раз; на этом основано учение Эмпедокла о бессмертии и о возрождении. Способность человека познавать всяческие предметы происходит оттого, что он состоит из всех стихий и что в нем действуют оба движущие начала, так что он микрокосм, – маленький мир, в котором отражается вселенная.
Нравственное учение Эмпедокла
Философия Эмпедокла не ограничивается учением о происхождении и развитии вселенной; она имеет и теорию нравственности. По дошедшим до нас отрывкам его поэмы «О природе» и другой его поэмы, называющейся «Песнями очищения», трудно определить связь между его понятиями о вселенной и нравственным учением. Мысли Эмпедокла о переселении душ и о цели жизни показывают, что он был энтузиаст. Неизменное решение судьбы определило, что те из божественных духов (демонов), которые в затмении разума осквернили себя убийством или клятвопреступлением, изгоняются на 30,000 лет из мира блаженных и должны провести это время в странствованиях трудными путями земной жизни в разных образах смертных существ. Так и сам он низвергнут из блаженного жилища богов на землю за то, что, увлекшись неистовой распрей, совершил убийство. Возвышенными стихами он описывает по впечатлениям собственного опыта, как мучительно состояние грешных духов, скитающихся без отдыха по всем частям вселенной, как бедственна участь души, которая вступила в область раздора, болезни и смерти, облекшись одеждою тела; вступление в земную жизнь – это переход от жизни в царство смерти. Бежавший убийца должен был у греков искупить свой грех покаянием и очищением; так извергнутый из царства блаженных в земную телесную жизнь дух должен очиститься, чтобы возвратиться в свое прежнее, чистое и высокое существование. Должно полагать, что в «Песнях очищения» находились заповеди о том, какими средствами покаяния и очищения может быть сокращаемо странствование души через печальную земную жизнь; вероятно, к числу заповедей об очищении принадлежало воспрещение убивать животных и есть мясо; но должно думать, что законы очищения у Эмпедокла не имели такой суровости, как восточный аскетизм, от которого отвращались греки. Эмпедокл помнил, что он жил на земле в образах разных существ: был кустарником, был рыбою, птицею, был мужчиною, был и женщиною; он надеялся, что «силы, которые ведут души по путям их», вознесут его теперь в божественные жилища, возвращение в которые открыто благодетелям людей: пророкам, поэтам и врачам. Великое учение о любви, создающей вселенную, было открыто поэту музою, и кажется, что оно было открыто ему ею, как таинство, размышлением о котором он может освободиться от гибельной ненависти и от всей той испорченности, какой ненависть подвергла его дух.
Прекрасное описание золотого века, вероятно, было внушено Эмпедоклу страстным ею желанием возвратиться из области ненависти в блаженное состояние спокойствия и гармонии.
Эмпедокл как астроном
Подобно большинству других древнегреческих мыслителей, Эмпедокл сочетал свои философские умозрения с занятиями естественными науками. В этой области он высказал немало любопытных гипотез. Вокруг Земли, по мнению Эмпедокла, движутся по кругу два полушария – одно полностью из огня, а другое – из воздуха малой примесью огня. Второе полушарие, вращаясь, порождает ночную тьму.
Солнце Эмпедокл считал не реальным объектом, а лишь отражением стихии огня (вроде тех, что бывают на воде). Луна образовалась из воздуха, который был увлечен огнем вверх и сгустился в небе так же, как водяные дождинки сгущаются в град. Свет Луны, по теории Эмпедокла, является лишь отражением света Солнца.
Бытие Эмпедокл считал похожим по форме на шар, но он слегка вытянут и ближе напоминает не сферу, а лежащее яйцо. Вследствие этой вытянутости протяжённость Земли по горизонтали больше, чем расстояние от неё до неба.
Небесный свод, согласно Эмпедоклу, – не воздух, а кристаллическая твердь из льдистой материи. Более поздние греческие учёные вывели из этого учения теорию мироздания как совокупности прозрачных концентрических хрустальных сфер, на которых вращаются вокруг Земли все небесные светила. Впрочем, сам Эмпедокл думал, что к «небесному кристаллу» прикреплены только звезды, а планеты движутся свободно.
Эмпедокл сознавал разницу между меняющими своё положение на небе планетами и «неподвижными» звездами. Причину солнечных затмений Эмпедокл справедливо усматривал в том, что иногда Луна заслоняет собой Солнце.
Эмпедокл как физик
Эмпедокл полагал, что свет распространяется в пространстве не мгновенно, а с некоторой конечной скоростью. Это мнение сильно противоречило общепринятым теориям греческой физики, и его отвергал позднее даже великий Аристотель. Экспериментальное подтверждение наличия у света определённой скорости было получено лишь западным учёным XVII столетия Олафом Рёмером во время наблюдений затмений спутников Юпитера при наибольшем и наименьшем его расстояниях от Земли. Определив и величину скорости света, Рёмер доказал, что в споре двух античных научных гениев прав был не Аристотель, а Эмпедокл.
Эмпедокл как биолог
В сфере биологии Эмпедокл пропагандировал фантастическую, гипотезу о том, что животные и растения возникли как сочетания отдельных органов, которые поначалу существовали самостоятельно, без своих «хозяев», свободно носясь в пространстве. Из случайных соединений таких органов возникли все живые виды. Первые сложные существа состояли из уже сросшихся частей, но еще имели цельности. Затем возникла цельность, и, наконец, живые индивиды перестали формироваться из безличностных органов, а стали рожать друг друга. Их виды разделились по «темпераментам»: одни стремились жить в воде, другие – дышать воздухом и иметь в себе больше огня, а третьи, тяжёлые, остались на Земле.
Эмпедокл развивал и идею преимущественного выживания видов, оказавшихся целесообразными, которую некоторые сближают с «естественным отбором» Дарвина. Согласно взглядам Эмпедокла, в периоды господства Любви возникали (сперва совершенно случайно) части животных – головы, руки, ноги. Затем они так же случайно и механически соединялись, составляя причудливые сочетания, вроде, человекобыков. Но в итоге выживали лишь те сочетания, которые оказывались жизнеспособными. Аристотель писал, что, по Эмпедоклу, «части, где все [случайно] совпало так, как если бы они образовались по определенной цели… сохранились», а все иные погибли.
Гносеология Эмпедокла
Согласно теории чувственного восприятия Эмпедокла, мы постигаем подобное подобным. Каждый из органов ощущений приспосабливается к ощущаемому. Поры одних органов шире, а других уже ощущаемого, так что для каждого рода ощущения существует свой особый, «соответственный» орган. Объясняя суть зрения, Эмпедокл говорит, что внутри глаза находится огонь, а вокруг него, в виде оболочек, земля, вода и воздух. В акте зрения присутствуют два рода «истечений»: одни направляются от внешнего объекта к глазу, а другие, наоборот, – от глаза к предмету. Вследствие этого во всяком ощущении смешиваются субъективные и объективные начала.
Умственное мышление, по Эмпедоклу, сходно с чувственным ощущением, ибо иначе первое не могло бы обобщать факты последнего.
Литература об Эмпедокле
В. Ф. Асмус. Античная философия. Глава «Эмпедокл»
Сёмушкин А. В. Эмпедокл. М., 1985
Кингсли П. Древняя философия, мистерии и магия: Эмпедокл и пифагорейская традиция. Оксфорд, 1995 (на англ. языке)
23. Вклад Эмпедокла в античную науку и философию Эмпедокл (ок. 490–ок. 430 гг. до н. э.) родом из Агригенте, поэт, философ, демократ. Оказал воздействие на всю направленность научного и философского мышления. Внес большой вклад в развитие естественных наук. Он трактовал воздух как особую субстанцию. Ему принадлежит наблюдение факта центробежной силы: если вращать чашу с водой, привязанную на конце веревки, вода не выльется. Он знал, что растения имеют пол. Эмпедокл выдвинул гипотезу эволюции растений и животных, а также принцип выживания наиболее приспособленных. В своей трактовке бытия Эмпедокл берет исходным пунктом тезис Парменида, состоящий в том, что в собственном смысле не может быть ни возникновения, ни гибели. Кажущиеся возникновения и исчезновения Эмпедокл объясняет смешением первоначальных элементов – «корней» всего сущего – и распадением этой смеси. Исходным элементам свойственны предикаты невозникших, непреходящих и неизменных: они – вечное бытие, а из пространственного движения, вследствие которого они смешиваются в различных отношениях, должны быть объяснены и многообразие, и смена отдельных объектов. Таким образом, Эмпедокл дошел до понимания того, что все сущее как-то, из чего-то и во что-то организовалось, произошло, а не от века пребывает в раз и навсегда данном состоянии. В воззрениях на познание Эмпедокл во многом примыкает к элеатам: говорит о несовершенстве чувств и в вопросах истины доверяет только разуму, частью – человеческому, а частью – божественному. > ФИЛОСОФИЯ: основное по философии: кратко: 1. Возникновение философии и становление ее предмета 2. Предмет философии 3. Основные функции философии 4. Философия как мировоззренческое знание 5. Мировоззрение как философское понятие 6. Формы мировоззрения 7. Основной вопрос философии: бытие и сознание 8. Онтологическая сторона основного вопроса философии 9. Гносеологическая сторона основного вопроса философии 10. Мифология как начальная форма мировоззрения 11. Основные философские учения Древней Индии 12. Тенденции развития и основная проблематика философской мысли Китая 13. Мировоззрение и культура античности ![]() 15. Милетская школа: Анаксимандр 16. Милетская школа: Анаксимен 17. Пифагор и его школа 18. Гераклит Эфесский 19. Ксенофан и элеаты 20. Элейская школа: Парменид 21. Элейская школа: Зенон и рождение диалектики 22. Мелисс Самосский и систематизация идей элеатов 23. Вклад Эмпедокла в античную науку и философию 24. Древнегреческий ученый Анаксагор 25. Античная атомистика: Левкипп, Демокрит 26. Учение Демокрита о жизни и душе 27. Возникновение софистики 28. Софисты: Протагор, Горгий и Продик 29. Философия Сократа 30. Учение Платона о бытии, душе и познании 31. Учение Платона о государстве 32. Учения сократических школ 33. Философия и научная деятельность Аристотеля 34. Учение Аристотеля о бытии 35. Философия стоицизма 36. Философия Сенеки 37. Стоицизм Марка Аврелия 38. Блаженный Августин. Учение о бытии 39. Блаженный Августин о свободе и божественном предопределении 40. ![]() 41. Среднеазиатская философия Средневековья: Авиценна 42. Арабская и еврейская философия средневековья: Аверроэс, Маймонид 43. Средневековая европейская философия: Фома Аквинский 44. Идеи Фомы Аквинского о душе и познании 45. Идеи Фомы Аквинского об этике, обществе и государстве 46. Спор между номиналистами и реалистами в философии Средневековья 47. Позднее Средневековье: Роджер Бэкон 48. Позднее Средневековье: Иоанн Дунс Скот 49. Позднее Средневековье: расцвет номинализма 50. Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика 51. Антропоцентризм эпохи Возрождения 52. Становление науки Нового времени 53. Фрэнсис Бэкон – основатель эмпиризма 54. Философия Дж. Локка 56. Рене Декарт – основатель рационализма 57. Монадология Г. В. Лейбница 58. Французский материализм: Д. Дидро 59. Французский материализм: П. Г. Д. Гольбах 60. Философия XVIII–XIX веков: Просвещение и романтизм 61. ![]() 62. Теория И. Канта об объективности знания 63. Теория познания И. Канта 64. И. Г. Фихте. Преодоление кантовского дуализма 65. Философия Ф. Шеллинга 66. Абсолютный идеализм Г. Гегеля 67. Диалектика Гегеля 68. Антропологический материализм Фейербаха 69. Философия Маркса и Энгельса. Завершающий этап немецкой философии 70. Постклассическая философия XIX–XX веков 71. Философия А. Шопенгауэра 72. Философия С. Кьеркегора 73. Философия Ф. Ницше 74. Позитивизм О. Конта 75. Философия прагматизма: Ч. Пирс 76. Философская антропология М. Шелера 77. Философия западного экзистенциализма 78. Философия М. Хайдеггера 79. Экзистенциализм К. Ясперса 80. Особенности развития русской философии 81. Идеи западноевропейской философии в русском приложении 82. Объяснение направленности философско-социальных теорий 83. Области философских интересов русских просветителей XVIII века 84. ![]() 85. Философия В. С. Соловьева 86. Русская философия XX века 87. Философия Л. Шестова 88. Философия Н. А. Бердяева 89. Русские космисты 90. В. И. Ленин – представитель марксизма 91. Философия неопозитивизма 92. Философия постмодерна XX века 93. Понятие бытия. Основные формы бытия 94. Философское понимание пространства и времени 95. Сознание как философская проблема 96. Вопрос о происхождении сознания 98. Структура сознания 99. Сознание и бессознательное 100. Основные подходы к проблеме познания 101. Познание человека 102. Структура и формы познания 103. Особенности обыденного и научного познания 104. Философия научного познания 105. Практика и ее функции в процессе познания 106. Основные философские проблемы общения людей 107. Общество и его структура 108. Понятие человеческого общества 109. Классовый подход к социальной сфере человеческого общества 110. ![]() 111. Государство как форма общественной власти 112. Национальное государство современного типа 113. Социальный контроль в современном государстве 114. Философия морали 115. Роль и перспективы информационных процессов в обществе 116. Понятие прогресса в обществе 117. Исторические формы отношений человека и природы 118. Проблема «человек – природа» в условиях НТР 119. Общество и природа: на пороге катастрофы 120. Прогнозирование будущего |
Италия | Факты, география, история, флаг, карты и население
флаг Италии
Аудиофайл: Италия: национальный гимн
Смотреть все СМИ
- Глава правительства:
- Премьер-министр: Джорджия Мелони
- Капитал:
- Рим
- Население:
- (оценка 2022 г.) 58 426 000
- Курс обмена валюты:
- 1 доллар США равен 0,938 евро
- Глава государства:
- Президент: Серджио Маттарелла
Посмотреть все факты и статистику →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Италия , страна на юге центральной Европы, занимающая полуостров, глубоко вдающийся в Средиземное море.

Политическая география Италии была обусловлена этим суровым ландшафтом. Имея несколько прямых дорог между ними и переход из одной точки в другую традиционно труден, города Италии имеют историю самодостаточности, независимости и взаимного недоверия. Посетители сегодня отмечают, насколько непохожим один город на другой, о заметных различиях в кухне и диалекте, а также о множестве тонких расхождений, из-за которых Италия кажется не единой нацией, а набором культурно связанных точек в необычайно приятной обстановке.
На протяжении более чем 3000 лет итальянская история была отмечена эпизодами временного объединения и длительного разделения, межобщинной вражды и распада империй. Вот уже более полувека жители Италии живут в мире, имеют высокий уровень жизни и высокоразвитую культуру.
Хотя археологические находки Италии насчитывают десятки тысяч лет, история Италии начинается с этрусков, древней цивилизации, возникшей между реками Арно и Тибр. Этруски были вытеснены в 3 веке до н.э. римлянами, которые вскоре стали главной державой в Средиземноморском мире и чья империя простиралась от Индии до Шотландии ко 2 веку н.э. Эта империя редко была безопасной не только из-за нежелания покоренных народов оставаться покоренными, но и из-за борьбы за власть между конкурирующими римскими политическими фракциями, военачальниками, семьями, этническими группами и религиями. Римская империя пала в V веке н.э. после череды вторжений варваров, в результате которых гунны, лангобарды, остготы и франки — в основном бывшие подданные Рима — захватили части Италии. Правление перешло на уровень города-государства, хотя норманнам удалось основать скромную империю на юге Италии и Сицилии в 11 веке. Многие из этих городов-государств процветали в эпоху Возрождения, время, отмеченное значительными интеллектуальными, художественными и технологическими достижениями, а также жестокими войнами между государствами, верными папе, и теми, кто верен Священной Римской империи.
Объединение Италии произошло в 19 веке, когда либеральная революция провозгласила королем Виктора Эммануила II. В Первой мировой войне Италия воевала на стороне союзников, но под властью фашистского лидера Бенито Муссолини вела войну против союзных держав во Второй мировой войне. С конца Второй мировой войны до начала 1990-х годов в Италии существовала многопартийная система, в которой доминировали две крупные партии: Христианско-демократическая партия (Partito della Democrazia Cristiana; DC) и Итальянская коммунистическая партия (Partito Comunista Italiano; PCI). В начале 19В 90-х годах итальянская партийная система подверглась радикальной трансформации, и политический центр рухнул, оставив правую и левую поляризацию партийного спектра, которая резко контрастировала между севером и югом и породила таких политических лидеров, как медиа-магнат Сильвио Берлускони.
Страна в целом относительно благополучна, особенно по сравнению с первыми годами 20-го века, когда экономика была преимущественно сельскохозяйственной. Большая часть этого процветания связана с туризмом, поскольку в хорошие годы в стране бывает почти столько же посетителей, сколько и граждан. Италия является частью Европейского союза и Совета Европы, и благодаря своему стратегическому географическому положению на южном фланге Европы она играет довольно важную роль в Организации Североатлантического договора (НАТО).
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Исследуйте великолепный город Венеция
Просмотреть все видео к этой статье Столицей является Рим, один из старейших великих городов мира и любимец посетителей, которые приезжают туда, чтобы увидеть его великие памятники и произведения искусства а также насладиться знаменитой городской dolce vita , или «сладкой жизнью». Другие крупные города включают промышленный и модный центр Милана; Генуя, красивый порт в Лигурийском заливе; обширный южный мегаполис Неаполя; и Венеция, одно из старейших туристических направлений в мире. В окружении Рима находится независимое государство Ватикан, который является резиденцией Римско-католической церкви и духовным домом преимущественно католического населения Италии. Каждый из этих городов, а также бесчисленное множество более мелких городов и поселков сохранили свои отличия от нивелирующего эффекта средств массовой информации и стандартизированного образования. Таким образом, многие итальянцы, особенно пожилые, склонны думать о себе как о принадлежащих к семье, затем к соседям, затем к городам, затем к регионам и, наконец, к представителям нации.
Интеллектуальные и нравственные способности человечества нашли желанный дом в Италии, одном из важнейших мировых центров религии, изобразительного искусства, литературы, музыки, философии, кулинарии и науки. Микеланджело, живописец и скульптор, считал, что его работа заключается в освобождении уже существующего образа; Джузеппе Верди слышал в музыке голоса древних и ангелов, которые являлись ему во сне; Данте выковал новый язык своими несравненными стихами о рае, аде и мире между ними. Эти и многие другие итальянские художники, писатели, дизайнеры, музыканты, повара, актеры и режиссеры принесли миру необыкновенные дары.
Эта статья посвящена физической и социальной географии и истории Италии. Для обсуждения классической истории см. статьи о древних италийцах и древнем Риме.
Эмпедокл | Encyclopedia.com
( b . Акрагас [ныне Агридженто, Сицилия], ок. 492 г. до н.э.;
d . ок. 432 г. до н.э.), натурфилософия . Оригинальную статью об Эмпедокле из Акрагаса см. в DSB , vol. 4.
Древнегреческий поэт, естествоиспытатель и философ Эмпедокл является автором двух (или, возможно, одного) утерянных дидактических эпосов, О природе и Очищение . Эмпедокл наиболее известен как старейший представитель четырехэлементной теории материи — земли, воздуха (или эфира ), огня и воды — которая просуществовала до появления современной химии, хотя и с некоторыми серьезными изменениями более поздними мыслителями и учеными. несмотря на сильную критику со стороны древних атомистов. Написав вслед за критикой Парменидом более ранних философов, Эмпедокл постулировал четыре вечно стабильных и нерушимых элемента, которые он иногда также упоминал, используя имена олимпийских богов. В дополнение к четырем элементам он также выдвинул две движущие силы, квазипсихологические силы Любовь и Раздор. Интуитивно понятно, что Любовь — это сила притяжения, объединяющая элементы в смеси, тогда как Раздор их разделяет. Эти шесть «первопринципов» лежат в основе всех явлений. Далее, в то время как Любовь и Вражда равны, их власть над элементами возрастает и ослабевает попеременно, уступая место друг другу. Результатом этого чередования является то, что мир в целом, включая его обитателей, периодически растворяется и перекомпоновывается. Это чередование известно как его учение о космическом цикле. Наряду со своими физическими учениями Эмпедокл также твердо верил в реинкарнацию в духе пифагорейцев и даже лично претендует на божественный статус падшего бога.
В соответствии с этими верованиями он ненавидел мясоедение и предлагал отказаться от жертвоприношения животных, основного источника мяса в его дни и центральной ритуальной практики греческой религии. Как эта сторона его мысли соотносится с его физическими учениями, если вообще относится, является одной из центральных проблем в интерпретации его мысли.
Биография и биографические традиции . Биографические предания об Эмпедокле богаты и довольно причудливы, как и следовало ожидать от того, кто утверждал, что он бог, но также включают в себя некоторые достоверные сведения. Наш единственный источник — «Жизнь Эмпедокла» Диогена Лаэртского, главы 51–77 восьмой книги его «Жизнеописаний философов» . Написанный, вероятно, в начале третьего века нашей эры, Диоген является простым компилятором более раннего материала. Самая известная история из всех, которая обрела собственную жизнь как великий пример философской мании величия, повествует о том, как Эмпедокл бросился в вулканическое пламя горы Этна, чтобы доказать, что он бог (книга восьмая, глава 69). ). Но Диоген записывает и другие варианты его смерти и дальнейшие рассказы о чудотворениях. Поскольку маловероятно, что много биографических подробностей могло сохраниться помимо самого произведения, вероятно, безопаснее всего увидеть в этих историях биографическую экстраполяцию произведения (см. Лефковиц в библиографии). Кроме того, известно, что некоторые из этих сказок циркулировали в неисторических произведениях, так что они не обязательно изначально были написаны с биографическими намерениями и использовались как таковые гораздо позже. Например, самое древнее известное упоминание о прыжке в Этну встречается в философском диалоге Гераклида Понтийского, старшего современника Аристотеля. Кажется, что Гераклид, известный своими баснословными мифами о загробной жизни, рассказал об этом только для того, чтобы опровергнуть столь же причудливым апофеозом собственного изобретения (см. Диоген 8.69).). Из менее впечатляющих материалов нам сообщают, что семья Эмпедокла была известна в Акраге и была достаточно богата, чтобы экипировать и выиграть гонки на колесницах на Олимпийских играх.
Аристотель (фрагмент 66,
Rose ed.) и историк Тимей ( Fragmente der Griechischen Historiker [изд. F. Jacoby] № 566, фрагмент 2) рассказывают о своих усилиях по поддержанию зарождающейся демократии после падения предыдущей тирания, и Тимей замечает, что его демократические наклонности, кажется, противоречат тщеславному и претенциозному тону, который он использует в своих стихах. Последний, именно из-за этого контраста, кажется, указывает на некоторую независимую власть.
Работы: О природе и/или Очищение . Эмпедокл представил свои доктрины в традиционной поэтической среде гекзаметрового стиха, в формате, использованном Гомером и Гесиодом двумя веками ранее. Этот выбор имел прецеденты у Ксенофана (ок. 570–ок. 468 до н. Э.) И Парменида (ок. 490 г.), которые также использовали поэзию для передачи своих идей. Как поэт-философ-дидакт, он был чемпионом этого жанра и был образцом для латинского поэта I века до н. э. Лукреция, который подражал ему в своем собственном стихотворении 9. 0077 О природе вещей , посвященная эпикурейской атомистической физике.
Поэзия Эмпедокла не сохранилась целиком, но известна читателям в основном по фрагментам, т. е. по древним цитатам, особенно из Аристотеля и Симплиция, аристотелевского комментатора шестого века н. э. В 1999 г. был издан папирус PStrasb. гр . 1665–1666 , I или II век н.э., содержащий около семидесяти четырех полных или частичных исходных строк, двадцать из которых пересекаются с ранее известными отрывками. Этот новый текст из древнего экземпляра поэзии Эмпедокла был собран его редакторами из множества более мелких обрывков и содержит четыре более длинных непрерывных раздела, названных 9.0077 a, b, c и d (не считая нескольких остатков). Это увеличило общее количество сохранившихся стихов до немногим более пятисот плюс-минус несколько полстрок. В дополнение к этим фрагментам у нас есть значительное количество свидетельств в виде древних отчетов и обсуждений доктрины Эмпедокла, которые также дополняют наше понимание.
Реконструкция литературных произведений Эмпедокла вызывает споры, поскольку доказательства противоречивы. Принципиальный вопрос заключается в том, написал ли он одну или две главные философские поэмы. Диоген Лаэртский в 8:77 своей «Жизни Эмпедокла» дает 9 баллов.0077 одиночный стих всего пять тысяч строк вместе с двумя очевидными названиями, О природе и Очищение . Это единственный древний отрывок, в котором оба титула упоминаются вместе. В противном случае большинство фрагментов дано без названия, что может склонить людей к мысли, что Эмпедокл был известен только по одному произведению. Но опять же, в небольшом количестве ссылок упоминается то или иное название, что уравновешивает этот вывод. После некоторых колебаний в первой половине девятнадцатого века научное мнение впоследствии решительно предпочло допущение двух работ и попыталось классифицировать неустановленные фрагменты в соответствии с их тематической связью с каждым заглавием. Таким образом, О природе были даны все физические, космологические и биологические фрагменты, а Очищения были приписаны учения о реинкарнации и религиозной реформе. Наиболее влиятельным остается издание этого типа, найденное в Diels-Kranz, Die Fragmente der Vorsokratiker , том 1 (Берлин, 1903; 5-е изд., 1934, с многочисленными переизданиями). Однако за последние двадцать лет этому старому консенсусу был брошен ряд вызовов в пользу предположения о единственной оригинальной работе. Нового консенсуса пока не появилось. Совсем недавно, с 1999, папирус, хотя и не содержит названия, внес некоторые новые доказательства в дебаты. Хотя разделы а, b и с частично совпадают с фрагментами, которые Симплициус приводит из « О природе» , раздел d частично перекрывается с отрывком, который своим источником связан с «очищением». Что еще более важно, раздел d содержит переход от обсуждения реинкарнации к космологическому материалу. Как минимум, тогда кажется, что О природе , должно быть, также обсуждал реинкарнацию; или, возможно, была только одна работа под альтернативными названиями.
Доктрины . Если количество работ Эмпедокла остается открытым вопросом, то это уже не относится к реконструкции его мысли. Раздел d очень ясно подразумевает, что, какими бы проблематичными люди ни находили единство его мысли, Эмпедокл тем не менее представлял ее как единство. Соответственно, возможно, лучший способ приблизиться к Эмпедоклу — это относиться к нему как к одному из первых создателей философских систем. Компоненты, из которых он построил свою систему, включают ионийскую традицию натурфилософии, пифагорейские представления о душе и критику ранней философии Парменидом. Его долг перед ионийской традицией естествознания отражается в его неизменной приверженности ее
научный проект объяснения мира, особенно в форме космологии, который был поставлен под сомнение критикой изменений Парменидом. Что касается его ответа Пармениду, то существует общее согласие в том, что его можно найти в его учении о космическом цикле, но меньше согласия относительно точной формы этого учения или того, насколько хорошо оно отвечает на критику Парменида.
Как бы точно это ни понималось, кажется, что главной мотивацией теории является стремление к невозникновению, то есть цель состоит в том, чтобы показать, что изменения в мире, правильно понятые, не предполагают чего-либо, происходящего «из ничего».
Мнение ученых о космическом цикле делится на два основных типа реконструкции. К ним применялись разные ярлыки, но единого использования нет. Здесь они будут называться симметричным видом и иерархической интерпретацией .
Симметричный вид характеризуется главным образом акцентом на равенстве Любви и Раздора. Это равенство означает, что обе силы попеременно достигают полного господства над стихиями. Под Любовью элементы гармонично сливаются в космический сверхорганизм, который Эмпедокл называет 9-ю.0077 Сфайрос год; в Раздоре четверо полностью разделены, так что никакая смесь не может выдержать. (Неясно, то ли элементы Раздора просто погружаются в хаос, то ли они образуют какой-то структурированный паттерн. ) Миры, подобные нашему, возникают в средние периоды, когда обе силы смягчают власть друг друга. Согласно Аристотелю в О рождении и уходе ( De Generatione et Cormente или GC ) 334a5–7, Эмпедокл считал, что нынешний мир был «миром Раздора»; это подтверждается сохранившимися отрывками, описывающими, как Раздор разрушил Сфайрос и тем самым создал мир.
Если такая реконструкция верна, есть по крайней мере два способа, которыми она могла бы дать ответ Пармениду. Один — через понятие элементальной стабильности, степени, в которой отдельные элементы, сохраняя свои отдельные свойства, кажутся порознь наследуют постоянство уникального вечного «бытия» Парменида. Этот подход может опираться на собственную космологию Парменида в Пути Явления. Другая возможность состоит в том, чтобы подчеркнуть постоянный статус всего космического цикла, особенно двунаправленного процесса становления. Таким образом, ни элементы, ни Сфайрос признан более фундаментальным или онтологически предшествующим другому, а сам цикл показан инвариантным в определенных пределах. Некоторую поддержку этой интерпретации дает Аристотель, когда он задается вопросом в GC 315a19–20, не заслуживает ли Sphairos также считаться принципом наряду с четырьмя элементами. Против симметричной интерпретации цикла нет доминирующей альтернативной реконструкции. Однако в целом альтернативы имеют тенденцию отрицать полное равенство сил и ставить Любовь выше Раздора в более иерархическом отношении. На самом деле легче охарактеризовать этот подход отрицательно с точки зрения возражений против альтернативы. Одно возражение состоит в том, что симметричный взгляд обязывает Эмпедокла к неслыханной двойной космогонии: один мир Любви и один Мир Раздора. Второе возражение состоит в том, что обе силы, с симметричной точки зрения, оказались бы глубоко амбивалентными факторами в человеческой жизни, поскольку обе были бы как созидательными, так и разрушительными. Однако сохранившиеся фрагменты показывают Эмпедокла как последовательного приверженца Любви. Несмотря на то, что это серьезные возражения, одно сильное соображение против них заключается в том, что, хотя асимметричное прочтение кажется более интуитивным, гораздо труднее понять, как его можно сформулировать как ответ Пармениду.
Еще одна примечательная особенность его работы заключается в том, что в рамках его теории четырех элементов и двух степеней Эмпедокл стремился быть как можно более энциклопедичным. Сохранившиеся фрагменты охватывают множество тем, в том числе космологию, геологию, ботанику, физиологию, репродукцию и эмбриологию, а также чувственное восприятие (Эмпедокл — старейший известный теоретик чувств как захватчиков «излучений» тел). В этом отношении особенно примечательно использование им сложных поэтических аналогий из ремесел и технологий для объяснения природных структур и процессов, например, фрагмент 84 Дильса-Кранца на глазу, который сравнивается с грозовым фонарем.
Наконец, остается проблема соотнесения взглядов Эмпедокла на реинкарнацию с его физикой. С девятнадцатого века ученые часто отрицали, иногда яростно, любое возможное примирение между бессмертной перевоплощенной душой и элементарной физикой. Строго, однако, следует сделать важное различие, которое часто просто игнорируется, а именно то, что реинкарнированную душу Эмпедокла не нужно понимать как нематериальную, бессмертную платоновскую душу. Это учение было достижением Платона в 9 в.0077 Федон , два полных философских поколения спустя. Что касается собственного взгляда Эмпедокла, то, несмотря на очевидные трудности, ряд фрагментов свидетельствует о его вере в некое посмертное выживание. Это странно, но, исходя из физиологических знаний того времени, вряд ли можно исключить как строгую невозможность, и имело сильный местный пифагорейский прецедент. Более того, это выживание не нужно отождествлять с претензией на полное бессмертие, которое в любом случае отрицается циклическим разрушением мира. Из других фрагментов мы также знаем, что Эмпедокл постулировал существование того, что он называет «долгоживущими богами». Он упоминает их более одного раза в контексте списка всех разнообразных продуктов соединения элементов, наряду с рыбами, птицами, наземными животными, мужчинами и женщинами. Если эпитет «долгожители», кажется, подразумевает их статус смертных или каких-то животных, то слово «боги», тем не менее, подразумевает, что они стоят выше людей в естественном мире.
Возможно, но это остается весьма предположительным, именно это он имел в виду, когда утверждал
быть падшим богом: когда-то он был одним из них и лелеял надежды на скорое возвращение.
РАБОТЫ ЭМПЕДОКЛА АКРАГАСА
Боллак, Жан, изд. Эмпедокль . 3 тт. Париж: Éditions de Minuit, 1969. Переиздано, Париж: Gallimard, 1992. На французском языке. Очень полный комментарий, но своеобразный и устаревший.
Райт, М.Р., изд. Эмпедокл: сохранившиеся фрагменты . Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 1981; 2-е изд., Лондон: Дакворт, 1995. Достоверный текст, перевод и комментарии.
Инвуд, Брэд, изд. Поэма Эмпедокла . Торонто: Университет Торонто, 1992; 2-е изд., 2001 г. Издание с переводом, основанным на едином подходе.
Мартин, Ален и Оливер Примавеси, ред. L’Empédocle de Strasbourg (P. Strasb. gr. 1665–1666): Introduction, édition et commentaire . Берлин, Нью-Йорк и Страсбург: Вальтер де Грюйтер, 1999. Высококачественное первое издание папируса.
Витек, Томас, изд. Эмпедоклес . 3 тт. Прага: Herrmann & Synové, 2006. На чешском языке. Наиболее полное, полностью актуальное издание, комментарии и библиография. Для специалистов.
ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ
Творог, Патрисия. Наследие Парменида: элейский монизм и позднейшая досократическая мысль . Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1998.
Ферли, Дэвид Дж. Греческие космологи . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1987.
Гуле, Ричард. «Эмпедокль». В Dictionnaire des Philosophes Antiques . Том. 3, стр. 66–88. Париж: Presses du CNRS, 2000.
Грэм, Дэниел В. «Симметрия в эмпедокловом цикле». Classical Quarterly 38 (1988): 297–312.
Кингсли, Питер. Древняя философия, мистерия и магия: Эмпедокл и пифагорейская традиция . Oxford: Oxford University Press, 1995.
Кирк, Г. С., Дж. Э. Рэйвен и М. Шолфилд. Досократические философы . 2-е изд. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1983.
Лефковиц, Мэри Р. Жизнеописания греческих поэтов . Лондон: Дакворт, 1981.
Лонг, Энтони, изд. Кембриджский справочник по ранней греческой философии . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1999.
Мурелатос, Александр П. Д. «Качество, структура и появление в поздней досократической философии». Материалы Бостонского коллоквиума по древней философии 2 (1986): 127–194.
О’Брайен, Денис. Космический цикл Эмпедокла: реконструкция по фрагментам и вторичным источникам . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1969.
Осборн, Кэтрин. «Эмпедокл переработан». Classical Quarterly 37 (1987): 24–50.
Пьеррис, Апостолос, изд. Космос Эмпедокла: структура, процесс и вопрос цикличности . Патры, Греция: Институт философских исследований, 2005 г. Многочисленные статьи по новым папирологическим материалам и другим вопросам.