Инфантильное глотание. Блог Лого-Эксперт
🤓 Какие специалисты участвуют в обследовании ребенка и с чем необходимо проводить дифференциальный диагноз?
Приглашаем вас на лекцию «Дифференциальная диагностика ЗРР — взгляд невролога» с Князевой Олесей Васильевной.
⏰ Дата проведения 10 ноября в 15.30 (мск).
На лекции вы узнаете о причинах задержки развития речи, исследуете акценты в лечении задержки речевого развития в соответствии с причинами его развития и многое другое.
✨ Увидимся на лекции!
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Блог Лого-Эксперт
Логопед логопеду начинающему логопеду
Глотание – это определенный комплекс двигательных реакций, которые обеспечивают нормальное прохождение пищи из ротовой полости в желудок через пищевод. При правильном акте глотания кончик языка упирается в переднюю треть твердого нёба.
Многие считают, что глотание относится к рефлекторным реакциям организма, т.е. к таким же, как слюноотделение, дыхание, рефлекторное одергивание руки в случае прикосновения к чему-то горячему и т.д. Иными словами, они считают, что глотать неправильно – нельзя. Но, к сожалению, такое явление встречает не так уж редко и называется оно инфантильным глотанием.
Инфантильный тип глотания у ребенка с первых дней его жизни является физиологической нормой. Благодаря сокращению мышц щек, губ и языка при сосании, в ротовой полости малыша создается отрицательное давление, в результате чего молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между деснами, направляет молоко в ротоглотку.
Далее у ребенка начинают прорезываться зубы, поэтому сосание заменяется жеванием. В норме примерно в 2-3 года инфантильный тип (когда язык прокладывается между беззубными челюстями до упора в губы) заменяется на соматический тип глотания, при котором язык упирается в твердое нёбо.
Но в ряде случае «переход» с инфантильного на соматический тип глотания не происходит. Такие дети прокладывают язык между верхним и нижним зубными рядами при осуществлении глотательных движений, что приводит к возникновению открытого прикуса.
Сохранение инфантильного глотания у детей обусловлено следующими факторами:
- Патологические оральные привычки, к которым относится сосание пальцев на руках, продолжительное сосание соски-пустышки. Другая причина – использование слишком большой соски или с большим отверстием.
- Отсутствие в рационе (либо позднее введение) твердой пищи. Другой ошибкой родителей является кормление ребенка (после прорезывания у него зубов) едой, которая не требует жевания.
- Короткая уздечка языка.
- Позднее прорезывание временных зубов, а также раннее удаление центральных молочных резцов.
- Ротовое дыхание, вызванное хроническими ринитами, аденоидами, искривлением носовой перегородки и другими причинами.
При инфантильном глотании присутствуют следующие признаки:
- Губы сомкнуты или разомкнуты, но при проглатывании еды они еще плотнее сжимаются по причине сокращения мышц рта.
- Язык упирается в нижние зубы, либо располагается между верхним и нижним зубными рядами.
- В реализации инфантильного глотания также принимают участие мышцы шеи и подбородочная мышца.
При таком состоянии нижняя часть лица оказывается очень напряженной, что видно по точечным ямкам в уголках рта и на коже подбородка. Из-за того, что в процессе глотания участвуют мышцы шеи, она непроизвольно вытягивается.
В большинстве случаев инфантильное глотание приводит к неправильному прикусу. Проблемы с глотанием чаще всего выявляются в ходе дополнительного обследования:
- Осмотр у стоматолога. Специалист обнаруживает дефекты зубных рядов, ротовое дыхание. Самый простой способ выявления – глотание воды небольшими порциями.
- Рентгеноскопия глотки и пищевода, которая помогает проследить движения языка, а также оценить время глотания.
- Осмотр носоглотки. Специалистом проводится фарингоскопия и эндоскопия носа.
- Логопедическая диагностика.
Логопед-дефектолог оценивает связь между инфантильным глотанием и неправильным произношением звуков. В ходе обследования устной речи выявляется боковое, межзубное произношение и другие дефекты.
Устранение инфантильного глотания подразумевает определенный комплекс мероприятий. В частности, на начальных этапах могут использоваться трейнеры, ношение которых рекомендовано детям с трех лет. Детям старшего дошкольного возраста рекомендовано использование ортодонтических аппаратов Френкеля или Брюкля.
В случае, если причиной неправильного глотания стала короткая уздечка языка, то проводится френулопластика (если нет возможности устранить проблему консервативными методами).
Чтобы ребенок научился правильно глотать, проводится определенный комплекс упражнений:
- Рот в полуоткрытом положении. Облизываем нижнюю и верхнюю губу, проводя языком от одного уголка рта к другому.
- Маляр. Улыбаемся, открываем рот. Широким кончиком языка поглаживаем нёбо от зубов к горлу.
Следите за тем, чтобы в процессе нижняя челюсть была в неподвижном состоянии.
- Качели. Языком пытаемся достать до подбородка и перегородки носа.
- Чистим верхние зубы. Улыбаемся, открываем рот. Кончиком языка чистим верхние резцы с внутренней стороны, двигая им из стороны в сторону.
- Считаем верхние зубы. Улыбаемся, приоткрываем рот. Кончиком языка упираемся поочередно в каждый зуб верхнего ряда с внутренней стороны. Нижняя челюсть при этом должна оставаться неподвижной.
- Лошадка. Улыбаемся, открываем рот. Цокать языком, подражая звуку ударов копыт лошади. Рот в открытом положении, кончик языка не заострен и не вытянут. Важно, чтобы язык не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть не двигалась. Количество повторений – 50-60 раз.
- Футбол. Рот закрыт, кончиком языка попеременно упираемся в щеки так, чтобы под ними «надувались мячики».
- Применяют упражнение со шпателем, трубочкой, карандашом — располагают таким образом, чтобы шпатель (карандаш, трубочка) находились поперек зубного ряда, удерживают его сжатыми зубами.
Кончик языка перемещают то выше, то ниже шпателя, трубочки, карандаша.
- Учимся глотать.
- На кончик языка накладываете резиновое кольцо (можно нарезать из обычной пипетки). Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сжимает, губы смыкает (исходное положение). Нужно попросить его проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Если язык находится между зубами, то упражнение выполняется неправильно. Необходимо тактично объяснить ребенку цель данного упражнения. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз. В последующие дни — 3 раза в день по 10-12 раз.
- Исходное положение то же. Только теперь Ваш ребенок должен удерживать кольцо в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.
- Исходное положение то же. Теперь вы научите своего ребенка правильно глотать, не отрывая языка от неба просите его проглатывать слюну с сомкнутыми губами.
Упражнение повторяют 3 раза в день по 10 раз. При этом необходимо следить за тем, чтобы губы были расслаблены.
Работа логопеда необходима для закрепления нового характера глотания. Помимо упражнений, полезно имитировать зевание, глотание, жевание. Также нужно побольше жевать твердой пищи: яблоки, морковь, сушки, баранки и т.д.
Для расслабления круговой мышцы губ и активизации жевательной мускулатуры используется логопедический массаж. Он проводится руками, при помощи логопедических зондов. После окончания массирования рекомендуется наложить тейпы на мышцы, которые участвует в акте глотания.
Прогноз эффективности напрямую зависит от регулярности выполнения упражнений. Поэтому важно проводить их не только с логопедом, но и в домашних условиях, соблюдая рекомендации специалиста. Следите также за осанкой ребенка во время выполнения упражнений.
Логопед логопеду начинающему логопеду
Связанные статьи
- Клинический логопед
- Брадилалия в логопедии: причины, симптомы, классификация и коррекция
- Установление эмоционального контакта с аутичным ребенком
- Логоритмика для детей: упражнения для дошкольников
- Шепелявость: причины, симптомы и способы избавления шепелявости у детей и взрослых
И получите чемоданчик логопеда в подарок
в первом же письме! 🎁
Инфантильное глотание — причины, симптомы, диагностика и лечение
Инфантильное глотание характеризуется прокладыванием языка между деснами (зубами) при осуществлении глотательных движений. Данный тип физиологичен для младенцев, но является аномальным для детей старше 3 лет. Сохранение младенческого паттерна глотания во взрослом возрасте приводит к формированию дефектного прикуса, фонетических нарушений речи. Диагностируется при проведении проб, иногда требуется инструментальная визуализация (ТРГ, рентген глотки, пищевода, электромиография). Лечение включает логопедическую помощь (миогимнастика, массаж, кинезиотейпирование) и ортодонтическое лечение (трейнеры, аппараты).
Общие сведения
Инфантильный, или реверсивный, тип глотания (ИТГ) физиологичен для детей от рождения до 2,5-3 лет. Благодаря его механизмам в младенческом возрасте обеспечивается акт сосания молока и другой жидкой пищи. После прорезывания молочных зубов и перехода к жеванию происходит смена реверсивного типа глотания на соматический. Сохранение инфантильного глотания в более старшем возрасте связано с неблагоприятными ортодонтическими последствиями и речевыми нарушениями. Обследование детей со сменным прикусом выявляет наличие ИТГ у 26-30% из них, у 90% ‒ в сочетании с зубочелюстными аномалиями.
Инфантильное глотание
Причины
Сохранению инфантильного глотания у старших детей и даже взрослых способствует целый ряд патологических факторов: от неправильного рациона и вредных привычек до сопутствующих заболеваний. У большинства детей (около 80%) в анамнезе отмечается искусственное или смешанное вскармливание. Наиболее частые причины ИТГ следующие:
- патологические оральные привычки: продолжительное сосание соски-пустышки, сосание пальца;
- неправильное кормление детей: отсутствие в рационе (или позднее введение) твердой пищи, употребление после прорезывания зубов пищи жидкой и пюреобразной консистенции, не требующей жевания;
- болезни зубов и полости рта: позднее прорезывание временных зубов (запаздывание на 3 и более месяцев), раннее удаление центральных молочных резцов (травматическое или хирургическое), анкилоглоссия;
- заболевания ЛОР-органов: аденоиды, гипертрофия небных миндалин, хронические риниты, искривление носовой перегородки, заставляющие дышать ртом.
Патогенез
Глотание является одной из витальных физиологических функций организма. Оно обеспечивается скоординированными действиями мускулатуры полости рта, глотки, гортани, пищевода под контролем нервной системы. Все дети рождаются с хорошо развитыми сосательным и глотательным рефлексами. Во время сосания происходит сокращение мышц губ, языка, щек, благодаря чему в ротовой полости создается отрицательное давление, и туда поступает жидкая пища. Язык младенца, совершая реверсивные движения (вперед-назад), направляет молоко в глотку.
При инфантильном типе губы приоткрыты, зубные ряды разомкнуты, а язык проложен между ними. Во время глотательных движений язык отталкивается от губ (позднее – от язычной поверхности нижних резцов, боковых зубов). Инфантильное (младенческое) глотание расценивается как физиологическая норма примерно до 2-3 лет.
По мере появления временных зубов и введения в рацион ребенка твердой пищи происходит переход от сосания к жеванию, глотание перестраивается с инфантильного на соматический (взрослый). Происходит изменение положения языка ‒ он поднимается и прижимается к небному своду, благодаря глотательно-перистальтическим движениям перемещает пищевой комок по полости рта, продвигает его в глотку и пищевод. При наличии патологических предпосылок смены типа глотания не происходит, у ребенка закрепляется неправильный паттерн, который становится причиной аномального прикуса и речевых расстройств.
Симптомы инфантильного глотания
Реверсивное глотание можно определить по ряду характерных признаков:
- Губы разомкнуты или сомкнуты, но при проглатывании пищи еще плотнее сжимаются, т. к. возникает сокращение мышц рта.
- Язык находится в межзубном положении или упирается в нижние резцы.
- В реализации глотательного акта также принимают участие подбородочная мышца и мышцы шеи.
Вся нижняя часть лица ребенка находится в высоком тонусе, напряжена, что проявляется точечными ямками на коже подбородка и в уголках рта («симптом наперстка»). Нередко происходит втяжение щек, отмечается выбухание губ в момент упора в них кончика языка. Включение в глотание шейных мышц сопровождается вытягиванием шеи и наклоном головы. Иногда возникает дрожание век.
Осложнения
Постоянное давление языка на щеки и губы при инфантильном глотании приводит к деформации зубных рядов (чаще сужению зубоальвеолярных дуг), наклону резцов вперед, образованию диастемы. У детей и взрослых формируется неправильный прикус (открытый передний или боковой, мезиальный), готическое небо. Нарушается развитие костей лицевого скелета и эстетика лица. У взрослых может возникнуть дисфункция ВНЧС, боли в ШОП и различных отделах головы. Дизартикуляция языка вызывает фонетические дефекты речи, в большинстве случаев ‒ межзубный сигматизм.
Диагностика
Как правило, родители ребенка обращаются к врачу-ортодонту с запросом на исправление прикуса. Инфантильное глотание выявляется уже в ходе дополнительного обследования:
- Стоматологический осмотр.
Обнаруживает ротовое дыхание, разобщение прикуса, дефекты зубных рядов. Самой элементарной функциональной пробой, позволяющей подтвердить механизм ИТГ, является проба с глотанием воды маленькими порциями.
- Телерентгенография. Боковая ТРГ головы позволяет обнаружить морфологические изменения лицевого скелета, провести анализ для выработки плана лечения. После курса лечения выполняется повторное сравнительное рентгеновское и цефалометрическое исследование.
- Рентгеноконтрастное исследование. Рентгеноскопия глотки и пищевода является функциональным методом диагностики. Помогает проследить движения языка, провести оценку времени глотания.
- Электромиография. Необходима для исследования степени активности мимических и жевательных мышц в процессе глотательных движений. При соматическом глотании биопотенциалы жевательных мышц существенно выражены, а круговой мышцы рта незначительны, при инфантильном – наоборот.
- Логопедическая диагностика. Консультация логопеда-дефектолога показана для выявления дефектов звукопроизношения и их связи с инфантильным глотанием. Как правило, при обследовании устной речи обнаруживаются искажения звуков (межзубное, боковое произношение).
- Осмотр носоглотки. Пациентам с хронической ЛОР-патологией требуется осмотр оториноларинголога с проведением эндоскопии носа и фарингоскопии.
Лечение инфантильного глотания
Без устранения ИТГ невозможно полностью избавиться от стоматологических и речевых проблем, они неизбежно будут возвращаться вновь и вновь. Для выработки нового глотательного стереотипа необходимо избавиться от вредных привычек, как можно больше жевать твердую пищу – яблоки, орехи, мясо; грызть морковь, сушки. Также требуется пройти курс логопедической коррекции и ортодонтического лечения.
Логопедическая коррекция
Занятия с логопедом призваны закрепить новый характер глотания взрослого типа. Они начинаются еще до ортодонтического этапа, продолжаются во время и после его окончания. Для ухода от инфантильного глотания назначается:
- Артикуляционная гимнастика. Основная задача – выработать привычное верхнее положение языка, нормализовать дыхание через нос. В комплекс включаются упражнения на подъем языка («Качели», «Вкусное варенье», «Маляр»), упражнения для губ и челюстей, дыхательная гимнастика. Полезно имитировать жевание, зевание, глотание, контролируя нахождение языка за верхними зубами.
- Логопедический массаж. Активное механическое воздействие необходимо с целью расслабления круговой мышцы губ и активизации жевательной мускулатуры. В процессе массирования применяются ручные приемы, массаж зондами, вибромассажерами. После массажа рекомендуется наложение тейпов на мышцы, участвующие в акте глотания.
Стоматологическая помощь
На начальном этапе используются вестибулярные пластинки и трейнеры, ношение которых может быть рекомендовано детям с 3-х лет. Начиная со старшего дошкольного возраста, для коррекции нарушений окклюзии применяются ортодонтические аппараты (Брюкля, Френкеля).
При наличии короткой подъязычной уздечки, которая является причиной инфантильного глотания, но не может быть растянута консервативно, проводится френулопластика. Радикальное лечение гипертрофированных миндалин требует выполнения аденотомии, тонзиллэктомии.
Прогноз и профилактика
Комплексная коррекция инфантильного глотания и его последствий позволяет выработать правильный физиологический стереотип и нормализовать нарушенные функции. Совместная работа логопеда и стоматолога способствует восстановлению окклюзии, улучшению эстетики профиля лица, устранению речевых дефектов. Без ликвидации ИТГ зубочелюстная патология будет прогрессировать и рецидивировать, неблагоприятно сказываясь на качестве жизни.
Профилактика инфантильного способа глотания заключается в приоритете грудного вскармливания, своевременном отучении ребенка от пустышки и вредных ротовых привычек, лечении заболеваний носоглотки. С момента прорезывания зубов необходимы регулярные стоматологические осмотры.
Причины и лечение нарушений глотания у младенцев
Когда ваш ребенок не ест или ест недостаточно, проблема может заключаться в расстройствах глотания у младенцев. Известная как дисфагия, проблемы с глотанием могут мешать ребенку удерживать пищу. Наша практика заботится о младенцах, которые испытывают эти трудности, и мы знаем, как тяжело родителям справляться с расстройствами питания. Пожалуйста, позвоните, чтобы записаться на прием для вашего ребенка.
Типы дисфагии
Нарушения глотания у младенцев проявляются на одной или нескольких из этих трех стадий процесса приема пищи.
Оральная сцена. У младенца могут быть проблемы со сосанием или продвижением жидкости в горло. Дети старшего возраста имеют проблемы с жеванием или не могут передвигать твердую пищу.
Фарингеальная стадия. Чтобы переместить пищу, младенец должен протолкнуть жидкость в горло. Это требует закрытия дыхательных путей. Когда это тяжело для малыша, возникают кашель и удушье.
Пищеводная стадия. Как только пища попадает в пищевод, она должна двигаться в желудок. Если это невозможно, ребенка может вырвать.
Симптомы дисфагии
Младенцы не могут сказать вам, что не так, но их поведение может указывать на это. Эти признаки могут быть пугающими, например, когда у ребенка проблемы с дыханием, когда он или она кормит грудью или берет бутылочку. Может быть повторный кашель и рвотные позывы во время еды. Может случиться так, что ребенок срыгивает во время еды или срыгивает после еды. Слюнотечение может указывать на отсутствие глотательного рефлекса. Жидкость, выходящая изо рта или носа во время кормления, является еще одним контрольным признаком.
Некоторые знаки не так очевидны. Во время кормления младенец может стать суетливым или плакать. Она может просто засыпать или есть гораздо медленнее, чем другие дети того же возраста. Ребенок, который выгибает спину во время кормления, дает вам понять, что что-то не так. По мере того, как младенец становится старше, у него могут возникнуть проблемы с жеванием. Его голос может меняться после еды, становясь хриплым или булькающим. Нарушения глотания иногда приводят к тому, что дети предпочитают определенные текстуры, что может быть ошибочно принято за привередливость.
Опасность нарушения глотания у детей, детей ясельного возраста и младенцев
Когда пища или жидкость попадают в дыхательные пути ребенка, серьезную опасность представляет удушье. Это стремление может способствовать другим проблемам, таким как пневмония и легочные инфекции.
Обезвоживание происходит, когда ребенок не пьет или не может удерживать жидкости. Недоедание также является большой проблемой для детей с дисфагией. Нарушения глотания у недоношенных детей усугубляют их трудности.
Нарушения глотания у младенцев приводят к нарушению способности к обучению, если их не выявить на ранней стадии и не принять надлежащих мер. Нарушения глотания у малышей так же проблематичны. Дети, которые не усваивают питательные вещества, не достигнут своих вех развития.
Что вызывает расстройство глотания у ребенка?
Краткосрочные проблемы могут быть связаны с чем-то вроде лекарства, которое заставляет ребенка слишком много спать, чтобы справиться с голодом. Это может быть рефлюкс или другая проблема с желудком, требующая медицинского вмешательства. Возможно, нам потребуется решить основную проблему с дыханием, такую как астма.
Могут быть структурные проблемы, такие как расщелина губы или неба. У ребенка могут быть проблемы с головой и шеей, включая мышечную слабость. В редких случаях существует основная проблема. Сюда входят расстройства нервной системы, болезни сердца и аутизм, которые могут повлиять на глотание.
Лечение дисфагии
После тщательного диагностического анализа проблем вашего ребенка мы можем порекомендовать различные подходы в зависимости от неотложных и долгосрочных потребностей ребенка.
Пищевая терапия может быть направлена на обучение ребенка сосанию или дыханию во время сосания. Рекомендуемая трудотерапия может включать кормление или глотание, чтобы научить ребенка шевелить языком или жевать. Родители получат рекомендации по положению при кормлении, поведенческим стратегиям и питанию. Если у ребенка рефлюкс, может быть назначено лекарство.
Позвольте детской ЛОР-помощи
Если у вашего ребенка проблемы с глотанием, не стесняйтесь записаться на прием. Мы будем работать с вами, чтобы улучшить непосредственное и долгосрочное здоровье вашего ребенка.
Дифференциальная диагностика между младенческим и зрелым глотанием с помощью УЗИ | Европейский журнал ортодонтии
Фильтр поиска панели навигации Европейский журнал ортодонтииЭтот выпускВосстановительная стоматология и ортодонтияКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Европейский журнал ортодонтииЭтот выпускВосстановительная стоматология и ортодонтияКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Журнальная статья
Чиен-Лунь Пэн,
Чиен-Лунь Пэн
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
пабмед
Google ученый
Пол-Георг Йост-Бринкманн,
Пол-Георг Йост-Бринкманн
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
пабмед
Google ученый
Нориаки Ёсида,
Нориаки Ёсида
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
пабмед
Google ученый
Райнер-Реджинальд Митке,
Райнер-Реджинальд Митке
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
пабмед
Google ученый
Че-Тонг Лин
Че-Тонг Лин
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
пабмед
Google ученый
Европейский журнал ортодонтии , том 25, выпуск 5, октябрь 2003 г. , страницы 451–456, https://doi.org/10.1093/ejo/25.5.451
Опубликовано:
01 октября 2003 г.
Фильтр поиска панели навигации Европейский журнал ортодонтииЭтот выпускВосстановительная стоматология и ортодонтияКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Европейский журнал ортодонтииЭтот выпускВосстановительная стоматология и ортодонтияКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Для изучения различий в движениях языка при висцеральном (младенческом) и соматическом (зрелом) способах глотания исследовали 12 висцеральных (семь женщин, пять мужчин) и 14 соматических (восемь женщин, шесть мужчин) глотательных движений. глотателей обследовали с помощью ультразвуковой техники в режиме B+M. Движения кончика языка и подбородочной мускулатуры при глотании записывали на видеокассету и оценивали с помощью персонального компьютера.
Результаты показали, что дорсальная поверхность языка, которая считалась идеальной для наблюдения за функцией языка, не подходила для различения висцерального и соматического паттернов глотания. Наоборот, движения подбородочно-язычной мышцы оказались идентичными внутри групп, но значительно отличались друг от друга ( P <0,01) между двумя моделями глотания. Следовательно, подбородочно-язычная мышца может служить надежным средством для дифференциации висцеральных и соматических глотателей.
Примечания автора
1Кафедра ортодонтии, Колледж оральной медицины, Тайбэйский медицинский университет, Тайвань, Китайская Республика 2Кафедра ортодонтии и челюстно-лицевой ортопедии, Центр стоматологии, Университетская клиника Шарите, Берлинский университет им.