Анестезия у детей в стоматологии
В настоящее время для результативного лечения зубов у детей постоянно используется анестезия. Обезболивание играет главную роль в детской стоматологии.
В отличие от взрослого человека ребенок не способен чувствовать себя комфортно пару часов в кресле. Кроме того, у маленького пациента может возникнуть сильный страх перед стоматологом, что в будущем будет только мешать лечению. Поэтому для получения необходимого психологического результата требуется обязательно использовать анестезию в детской стоматологии.
Виды обезболивания- Местная анестезия. Этот метод получил наибольшее распространение в стоматологии при лечении детей. Обычно он состоит из двух этапов.
- Общая анестезия. Данный метод не рекомендуется использовать при отсутствии серьезных причин. Иначе могут возникнуть проблемы после лечения зубов при помощи наркоза.
- Седация. Этот способ представляет собой ингаляцию успокаивающей смесью, позволяющей ребенку успокоиться и быть в сознании. Обычно седацию производят после укола анестетика.
- Аппликационная. Для ее проведения врач обрабатывает десну ребенка специальным веществом (гелем или спреем), которое уменьшает чувствительность. В основном данный вид анестезии применяется для обезболивания места, в которое стоматолог хочет сделать укол. Все средства, которые используются для проведения аппликационной анестезии, имеют приятный вкус.
- Инъекционная. Для ее проведения применяется анестетик, сделанный на основе артикаина. Его вводят через шприц. Данный препарат может быть назначен ребенку с 4 лет. С учетом показаний стоматологи могут использовать инфильтрационную, проводниковую анестезию. Первый вариант подразумевает выполнение укола в слизистую оболочку в месте пересечения переходной складки и альвеолярного отростка. Во втором случае укол делается в ветви тройничного нерва.
Для проведения инъекционной анестезии используются следующие инструменты: безыгольный инъектор, карпульный или компьютерный шприц.
Общая анестезияНаркоз оказывает сильное воздействие на нервную систему. Поэтому в детской стоматологии общую анестезию применяют редко, только при наличии серьезных причин. Врач должен точно определить дозировку с учетом особенностей организма маленького пациента.
При использовании общего обезболивания анестетик подается ингаляционным методом. Ребенок быстро засыпает после вдыхания паров. Общую анестезию рекомендуется проводить при наличии большого объема работы у стоматолога, аллергии у ребенка на медицинские средства для местной анестезии, отсутствии результата после ее проведения, наличии паники перед лечением, определенных психических заболеваний и неврологических болезней.
В качестве альтернативного варианта общей анестезии может быть использована седация. Данная процедура подразумевает вдыхание азотной и кислородной смеси через маску. Благодаря ей у ребенка возникает небольшая сонливость, ему удается расслабиться, успокоиться. При этом он остается все время в сознании, общается с лечащим врачом. В основном седацию выполняют после укола анестетика. Эффект от нее заканчивается через 10 минут после прекращения вдыхания азотной закиси.
Особенности проведения мандибулярной анестезии у детей
ID: 2016-06-5-A-6191
Оригинальная статья (свободная структура)
Никифоров П.В.
Научный руководитель асс. Олейникова Н.М.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России Кафедра стоматологии детского возраста и ортодонтии
Резюме
Местное обезболивание является ведущим методом обезболивания, применяемым на детском амбулаторном стоматологическом приеме. Выбор метода местного обезболивания при лечении и удалении зубов, операциях вне и внутри полости рта обусловлен не только характером специфической патологии, но и особенностями психоэмоционального состояния и возрастом ребенка. Знания об особенностях проведения мандибулярной анестезии являются значимыми во время планирования мероприятий по оказанию экстренной помощи при неотложных состояниях и при лечении хирургической патологии у детей.
Ключевые слова
детская стоматология,анестезия,мандибулярная анестезия
Статья
Чтобы мотивировать детей на своевременное лечение зубов необходимо, чтобы все вмешательства в стоматологическом кресле были минимально болезненны. Этого можно добиться только качественной анестезией. В детской стоматологической практике из всех видов анестезии чаще всего используется инфильтрационная, мандибулярная, торусальная и небная. На нижней челюсти часто применяется мандибулярная анестезия, при которой выключаются нижнеальвеолярный и язычный нервы. Зона обезболивания является: слизистая оболочка и надкостница альвеолярного отростка с язычной стороны на половине челюсти; передние 2/3 половины языка; половина нижней губы; все зубы на соответствующей половине нижней челюсти: слизистая и надкостница с вестибулярной стороны альвеолярного отростка кроме зоны у моляров, что требует дополнительного проведения инфильтрационной анестезии, так как эта область иннервируется щечным нервом.
Рис.1.Знания об особенностях проведения мандибулярной анестезии являются значимыми во время планирования мероприятий по оказанию экстренной помощи при неотложных состояниях и при лечении хирургической патологии у детей, поэтому во время ее проведения следует знать следующие ориентиры или особенности: расположение костного язычка и нижнечелюстного отверстия на медиальной поверхности ветви нижней челюсти. Существуют анатомические отличия в размере и пропорциях костей челюстно-лицевой области у детей, что нужно учитывать при проведении анестезии.
У ребенка 3-5 лет нижнечелюстной язычок размещен приблизительно на уровне окклюзионной поверхности зубов, с возрастом положение язычка меняется в направлении кверху и кзади относительно окклюзионной плоскости, и уже у подростка 15-16 лет расположен приблизительно на 1 см выше ее (как у взрослого), поэтому при проведении анестезии вкол иглы делают не на 1 см выше жевательной поверхности нижних моляров, как у взрослых, а на уровне жевательной поверхности указанных зубов и тем ниже, чем младше ребенок.
Ветвь нижней челюсти у детей 3-5 лет вдвое уже, чем у взрослого, объем крылочелюстного пространства в детском возрасте меньше, чем у взрослых, поэтому нижнечелюстной, язычный и щечный нервы расположены ближе друг к другу. Угол нижней челюсти у грудного ребенка равен 140º- 145º, в связи с чем само нижнечелюстное отверстие расположено ниже, находясь в одной плоскости с жевательной поверхностью нижних моляров. С возрастом происходит уменьшение угланижней челюсти в связи с прорезыванием постоянных зубов, в том числе зуба мудрости. У детей дошкольного возраста игла проникает в мягкие ткани на 10-15 мм (у взрослых на 15-25 мм). Поэтому детям обезболивание проводят короткой иглой. Для обезболивания нижнеальвеолярного нерва детям достаточно 0,5-1мл. анестетика (взрослым 1,5-1,8 мл). В дошкольном возрасте используя мандибулярную анестезию часто удается выключить чувствительность всех трех нервов (нижнеалвеолярный, язычный, щечный), которые иннервируют зубы нижней челюсти, что позволяет реже пользоваться дополнительным обезболиванием щечного нерва.
В соответствии с ростом челюстей изменение расположения нижнечелюстного отверстия имеет такие закономерности Рис.2. У детей 3.- 5 лет оно расположено на 1-2 мм ниже жевательной поверхности зубов нижней челюсти, а у детей старше 6-8 лет — на уровне жевательной поверхности этих зубов, у детей 9-11 лет — на 3-5 мм выше уровня жевательной поверхности этих зубов, 12 лет и старше – как у взрослых – на 1 см. выше уровня жевательной поверхности этих зубов.
Исходя из выше изложенного следует , что мандибулярная анестезия в различном возрасте проводится с учетом анатомических особенностей строения челюстей, незнание которых может привести к некачественному обезболиванию и, следовательно, к более болезненному проведению необходимых манипуляций. В итоге у маленького пациента остается негативное воспоминание о стоматологическом приеме и нежелание наблюдаться и лечиться в дальнейшем, что приводит к более частому появлению заболеваний в запущенном состоянии.
Литература
1. Детская анестезиология Э. Блэк, А. МакьюанМ., «Практика», 2007.
2. Ю.А Кононенко, Н.М.Рожко, Г.П.Рузин «Местное обезболивание в амбулаторной стоматологии» Книга плюс.2008
3. Рабинович С.А. Современные технологии местного обезболивания в стоматологии. – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2000.
4. Васманова Е.В.,Анисимова Е.Н. Особенности местного обезболивания у детей. Современная стоматоло- гия.1997
5. Т. Н. Терехова [и др.]Анестезия в детской амбулаторной стоматологической практике : учеб.- метод. пособие . Минск : БГМУ, 2003. 36 с.
6.Егоров, П. М. Местное обезболивание в стоматологии / П. М. Егоров. М. : Медицина, 1985. 160 с.
7.Зорян, Е. В. Основные направления профилактики и устранения боли в амбу- латорной стоматологии / Е. В. Зорян, С. А. Рабинович // Российская стоматология. 2008. № 1. С. 22–28.
8.А. Ф. Бизяев [и др.] Обезболивание в условиях стоматологической поликлиники . М. : Медкнига, 2002. 140 с.
Местная анестезия для детей | Детская стоматология
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПедиатрическая стоматология (пятое издание)СтоматологияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПедиатрическая стоматология (пятое издание)СтоматологияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Мичан, Дж. Г. и Г. Джексон, «Местная анестезия для детей», Ричард Уэлбери, Монти С. Дуггал и Мари Тереза Хози (редакторы), Pediatric Dentistry , Fifth Edition (
Oxford , 2018; онлайн-издание, Oxford Academic , 12 ноября 2020 г.), https://doi.org/10.1093/oso/9780198789277.003.0014, по состоянию на 7 марта 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПедиатрическая стоматология (пятое издание)СтоматологияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПедиатрическая стоматология (пятое издание)СтоматологияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Восприятие и ожидания ребенка в будущем, скорее всего, будут зависеть от раннего опыта стоматологического лечения.
Ключевые слова: артикаин, щечная инфильтрация, электроанальгезия, паралич лицевого нерва, гематомы, блокада нижнеальвеолярного нерва, аллергия на латекс, нижнечелюстные блокады
Предмет
Стоматология
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Базовая техника инъекций – местная анестезия в детской стоматологии
Инъекция анестетика начинается с натяжения ткани в месте введения. Введите иглу на 1-2 мм в слизистую оболочку скосом, направленным к кости. Введите несколько капель анестетика перед продвижением иглы. Медленно продвигайте иглу к цели, вводя до ¼ картриджа с анестетиком для анестезии мягких тканей перед продвигающейся иглой. Аспирация.
Инъекция анестетика начинается с натяжения ткани в месте введения. Введите иглу на 1-2 мм в слизистую оболочку скосом, направленным к кости. Введите несколько капель анестетика перед продвижением иглы. Медленно продвигайте иглу к цели, вводя до ¼ картриджа с анестетиком для анестезии мягких тканей перед продвигающейся иглой, а затем аспирируйте.
Глубина введения зависит от типа инъекции; однако никогда не следует полностью вставлять иглу во втулку. Извлечение сломанной иглы, полностью застрявшей в мягких тканях, происходит редко, но чрезвычайно сложно.
После подтверждения отрицательной аспирации процесс инъекции должен занять от 1 до 2 минут. Клиницист должен помнить о том, что нельзя вводить большее количество анестетика, чем рекомендуется для веса пациента.
Продолжайте разговаривать с пациентом на протяжении всего процесса инъекции. Внимательное наблюдение за движениями глаз и рук пациента вместе с плачем предупредит врача о дискомфорте пациента.
» Сейчас я брызну сонной водой на твой зуб. Откройте рот очень широко, как крокодил, и положите руки на пупок, чтобы они не намокли. Я разбрызгиваю воду, и она, вероятно, кажется холодной, поэтому я считаю до пяти, чтобы согреться. Давайте посчитаем 1, 2, 3, 4, 5. Я думаю, что холод ушел, так что мы можем распылить остальную воду, чтобы сделать ваш зуб толстым и забавным. Ты так хорошо сидишь, так неподвижно, с широко открытым ртом и руками на пупке. Я должен дать вам особую награду. Как насчет наклейки? Нет, у тебя так хорошо получается, что ты должен получить две наклейки, а у нас есть целая подборка наклеек. Вам нравятся наклейки с Человеком-пауком? Я тоже. Как насчет наклеек для щенков? Нет. Хорошо. Как насчет наклеек принцессы? Хорошо, мы закончили. Ты был великолепен! Вы можете выбрать две наклейки, пока мы ждем, когда ваш зуб заснет, а губа станет толстой и смешной. »
Как детский стоматолог, я вознаграждаю пациента сразу же после успешного завершения сегмента лечения, а не жду, пока завершится весь сеанс лечения. Я обнаружил, что это укрепляет позитивное поведение на протяжении всей процедуры.
После введения нужного количества анестетика шприц извлекается, а игла надежно закрывается колпачком. Предпочтительно использовать иглодержатель, чтобы избежать травм при непосредственном закрытии иглы колпачком.
Не оставляйте пациента без присмотра в ожидании появления симптомов анестезии. Постоянно наблюдайте за пациентом на предмет побледнения кожи, признаков аллергических реакций или вазопрессорных реакций.
Запишите название местного анестетика, количество введенного анестетика, дозу сосудосуживающего средства, тип используемой иглы и реакцию пациента.
По окончании лечения и выписке больного клиницист говорит больному в присутствии сопровождающего взрослого:
“ Ты был потрясающим помощником. Вы можете выбрать еще 3 наклейки, и я дам вам дополнительную специальную наклейку с надписью «Осторожно, зуб, язык, губы, спит».