Миотерапия в ортодонтии – Миогимнастика в ортодонтии: правила проведения, комплекс упражнений

Содержание

Миогимнастика в ортодонтии - лучшие комплексы упражнений

Большинство людей страдают неправильным в той или иной степени прикусом. У кого-то аномалии прикуса почти незаметны и никак не мешают, другим же напротив они доставляют не только эстетические, но и физиологические неудобства. Исправление дефектов прикуса – непростая задача, которая обычно требует серьезного комплексного лечения под контролем опытного врача. Однако пациент может помочь себе сам, регулярно выполняя ортодонтическую миогимнастику.

Миогимнастика в ортодонтии

Что такое миогимнастика

Содержание статьи

Миогимнастика – это вспомогательный метод, используемый в ортодонтии наряду с ношением брекетов и кап, хирургическим вмешательством и лазерной терапией. Методика получила очень широкое распространение из-за своей эффективности как в детской, так и во взрослой стоматологии. Она представляет собой комплекс ЛФК, специально разработанный для коррекции зубочелюстных нарушений при помощи тренировки мышечного аппарата, который окружает зубные ряды.

Перед началом гимнастики необходимо тщательное обследование и определение состояния зубов и челюстей больного. Чаще всего для этого используется специальная проба Рубинова. Она заключается в том, что пациенту дают прожевать ядрышко ореха весом 800 мг. Акт жевания продолжается до тех пор, пока не появляется глотательный рефлекс. При его возникновении больного просят выплюнуть пережеванную массу в специальную посуду, после чего ее высушивают и взвешивают. Чем хуже функциональное состояние челюсти и зубов, тем крупнее пережеванные частицы и дольше длится акт жевания.

Что такое миогимнастика

Миогимнастика может назначаться:

  1. До начала непосредственного лечения.
  2. Одновременно с другими методами лечения.
  3. Как самостоятельный метод в нетяжелых случаях.
  4. После основного курса терапии для профилактики рецидивов и для закрепления полученных результатов.

Важно! Не стоит пытаться исправить прикус путем выполнения упражнений без предварительной консультации специалиста. Это может не только не принести желаемого результата, но и ухудшить ситуацию, так как при различных дефектах показаны упражнения на разные группы мышц. Только доктор может определить, какая группа мышц нуждается в тренировке.

Принцип лечения и применение миогимнастики

Эффективность

Миогимнастика при соблюдении всех техник и правил считается эффективным методом коррекции прикуса и признана мировым стоматологическим сообществом. Эффективность такого вида ЛФК зависит от нескольких факторов:

  1. Выраженности нарушения прикуса.
  2. Возраста больного.
  3. Регулярности и приверженности.

Миогимнастика дает максимальный результат пациентам в детском возрасте, у которых молочные зубы еще не сменились коренными. Именно в этом возрасте челюстные мышцы наиболее пластичны, а хрящи и костная ткань еще мягкие.

Как самостоятельная терапия ЛФК оказывает достаточное действие в случае нарушений прикуса верхней челюсти и искривления передних зубов.

Виды неправильного прикуса

Правила

При выполнении миогимнастики врачи рекомендуют соблюдать ряд правил и мер предосторожности. Это обеспечит безопасность и поможет добиться максимально возможного эффекта. Обычно на приеме у ортодонта больной получает следующие рекомендации:

  1. При выполнении лечебной физкультуры необходимо внимательно следить за мышечным напряжением. Важно подобрать оптимальную нагрузку и не допускать возникновения болевых ощущений, так как перетренировка может навредить и даже усилить дефекты прикуса.
  2. Нагрузка должна увеличиваться постепенно. Не стоит пытаться выполнять все упражнения с максимальным усилием. Количество повторений должно расти от тренировки к тренировке. Это также позволит избежать перенапряжения и сделает выполнение миогимнастики более комфортным.
  3. Тем не менее, сокращения должны все-таки производится с некоторым усилием до появления легкого чувства усталости. Также пациент должен стремиться к постоянному увеличению амплитуды.
  4. Перед каждым подходом необходимо делать небольшие перерывы, чтобы дать напряженным мышцам немного расслабиться и восстановиться.

Правила проведения миогимнастики

Иногда при достаточно выраженных челюстных изменениях при выполнении гимнастики задействуются специальные аппараты и приспособления, которые выдает доктор. Они способствуют более быстрому достижению результата.

Показания к выполнению

Кроме лечения дефектов прикуса, существуют и другие показания, при которых рекомендуется ортодонтическая гимнастика:

  1. Гипотония мышц рта и языка.
  2. Смещение зубных коронок.
  3. Неправильная работа ВНЧС.
  4. Гипотония лицевых мышц.

Показания к миогимнастики

Противопоказания

Важно! В некоторых случаях миогимнастика не рекомендована или даже противопоказана:

  1. Нарушения прикуса в продвинутой стадии (3 и выше).
  2. Атрофия лицевых или челюстных мышц, вызванная какими-либо патологиями.
  3. Гипотрофия челюсти в результате некоторых соматических патологий (например, рахита, вызванного дефицитом витамина Д).
  4. Неподвижность челюстных суставов.

Противопоказания к применению миогимнастики

Достоинства и недостатки методики

Как и любой другой метод, миогимнастика имеет свои плюсы и минусы. Самым главным плюсом считается нетравматичность и возможность лечения без применения дополнительных приспособлений. Такой вид терапии не вызывает у больных какого-либо значимого психологического дискомфорта.

К сожалению, существуют и минусы:

  1. Для достижения заметного результата гимнастику необходимо выполнять в течение нескольких недель иди даже месяцев.
  2. При нерегулярности тренировок быстро происходит откат, то есть все достигнутые результаты теряются.
  3. Метод не даст видимого результата при выраженных и давних изменениях.

Комплексы упражнений

Существует огромное количество упражнений для разных видов дефектов, и мы попробуем рассмотреть основные из них. При каждом виде нарушения назначается разработанный специально для этой аномалии комплекс.

Упражнения на коррекцию смыкания губ и восстановление функциональности круговой мышцы рта

При мезиальном прикусе

Упражнения рекомендуют выполнять регулярно не менее 3 раз в день по 15-20 подходов.

  1. Языком нажимают на основания резцов.
  2. Отклонив голову кзади, челюсть то сжимают, то разжимают; языком стараются достать до небного язычка.
  3. Нижней губой задевают поверхность под передними резцами.

Упражнения на формирование речи

При глубоком прикусе

  1. Пациент находится в стоячем положении. Руки поднимают вверх и стараются отклонить их назад как можно сильнее. Голова также поднимается вверх. Челюсть выдвигается вперед, а затем возвращается в обычное положение. Количество подходов должно быть не менее 10.
  2. Через 30 дней после начала выполнения этого упражнения его немного изменяют. Нижняя челюсть выдвигается таким образом, что нижние резцы находятся выше верхних резцов.
  3. Пациент смыкает и размыкает челюсть в течение 2-3 минут.

Упражнения для формирования правильного жевания и глотания

При открытом прикусе

  1. Зубы сжимают и разжимают в течение 2-3 минут до появления усталости.
  2. Челюсть сжимается и разжимается аналогично предыдущему упражнению, но пальцы кладутся на нижние резцы и надавливанием мешают движениям.
  3. Пациент с усилием прикусывает палочку, покрытую защитной резинкой, не менее 10 раз подряд.

При косом прикусе

При таком дефекте рекомендуется сдвигать нижнюю челюсть именно в ту сторону, где имеет место неправильное смыкание, а затем сомкнуть ее с верхней. Упражнение повторяется по 15-20 раз.

Гимнастика для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть

При гипотонусе круговой мышцы

Все упражнения выполняются ежедневно по 3-5 раз в сутки. Желательное количество подходов – 15-20.

  1. Губы делают трубочкой, как для воздушного поцелуя, и удерживают в таком положении в течение какого-то времени, а затем растягивают в улыбке.
  2. Губы сжимают и максимально надувают щеки, наполнив их воздухом через нос. Затем воздух сдувают путем надавливания на щеки, не разжимая губы.
  3. По очереди надувают пространство под нижней и верхней губой.
  4. Дуют перо или какой-либо другой предмет, как будто задувая свечу.
  5. Пальцами производят растяжение рта в сторону, при этом пытаясь максимально сжать губы.
  6. Тампоны из ваты небольшого размера вкладывают под нижнюю и верхнюю губу в районе уздечки и пытаются произносить слова.

Для мышц языка

Миогимнастика для мышц языка

При неполном смыкании губ

Такую ЛФК рекомендуют делать 3-5 раз в сутки по 15-20 подходов.

  1. Губы сжимают и совершают вращательные движения языком под обеими губами.
  2. Языком водят по небу, пытаясь задеть каждый участок, как малярной кистью.
  3. Язык кладут на нижнюю губу и быстро смыкают челюсти так, чтобы верхняя губа как бы хлопнула по верхней.

Упражнения для мышц, поднимающих нижнюю челюсть

При слабости средних мышц языка

  1. Языком цокают не меньше 50 раз несколько раз в день.
  2. Два специальных силиконовых кольца надевают кончик языка и его среднюю часть, а затем прижимают язык к небу настолько близко, насколько это возможно. Манипуляция выполняется не менее 3 раз в сутки.

Тренировки для круговой мышцы рта

При слабости задних мышц языка

  1. Как можно чаще выполняют обыкновенное полоскание горла (не менее 5 раз в сутки).
  2. Зевают 5-6 раз подряд.

После подрезания подъязычной связки

Гимнастика после подрезания уздечки языка

Длина и сила подъязычной связки, которую еще называют уздечкой языка, также влияет на прикус, а точнее, на положение нижней челюсти, поэтому после оперативного вмешательства рекомендуется выполнение гимнастики. Эта группа упражнений должна выполняться не менее 1 месяца после процедуры 2-3 раза в сутки. Пациент должен делать не менее 10 подходов на каждое упражнение.

  1. Языком поочередно давят на каждую из щек.
  2. Языком поочередно пытаются достать до края подбородка и носа.
  3. Языком прикасаются к каждому зубу нижнего и верхнего зубных рядов.

Эффективность миогимнастики

При инфантильном глотании

Такой вид глотания, при котором язык касается губ, является нормальным для детей в возрасте до 18-24 месяцев, но в некоторых случаях привычка сохраняется и в более позднем возрасте и становится патологией. Упражнения на переднеязычные мышцы, выполняемые хотя бы в течение 14 дней 2-3 раза в сутки, помогут исправить положение. Желательно выполнять не менее 10 подходов за 1 раз.

  1. Язык достают изо рта и надевают на него специальное силиконовое колечко, которое выдает врач, а затем, держа язык в таком же положении, совершают акт глотания.
  2. С закрытым ртом языком давят на выпуклость под зубами на верхней челюсти в течение нескольких минут до появления усталости.

Видео — Миогимнастика

Видео — Миогимнастика для губ и щек

Миогимнастика, применяемая ортодонтами, является эффективным и безопасным методом лечения аномалий прикуса с минимальным количеством противопоказаний. Она может применяться как детьми, так и взрослыми, но упражнения должны подбираться строго индивидуально лечащим врачом.

expertdent.net

упражнения для исправления прикуса у детей

Миогимнастика в ортодонтии занимает очень важное место. Она использовалась в стоматологии с начала 19 века еще до появления брекетов. Однако научное обоснование методике дали чуть более 50 лет назад. Данный способ эффективен в лечении дисфункции жевательных, мимических мышц и височно-нижнечелюстных суставов (ВНЧС). Специальные упражнения для исправления прикуса очень эффективны для детей. В этой статье мы расскажем вам всё самое важное о миотерапии.

Основополагающие принципы миотерапии

Работа мышц, расположенных в непосредственной близости с зубными рядами, способствует формированию прикуса. Нарушения в функционировании лицевой мускулатуры и ВНЧС приводят к развитию аномалий и необходимости их исправления. Одним из наиболее распространенных способов лечения признана миотерапия.

Суть воздействия методики заключается в тренировке мышц. Для исправления прикуса данный способ может использоваться в ортодонтии по-разному:

  • в качестве самостоятельного лечения;
  • в составе комплексной терапии;
  • как подготовка перед ортодонтической коррекцией;
  • для профилактики рецидивов и закрепления достигнутых результатов после лечения.

Упражнения позволяют ребенку достичь положительных изменений даже при неправильном прикусе. Эффективность гимнастики зависит от многих параметров, но ключевыми являются 2 из них: тщательный контроль за правильным исполнением рекомендаций и регулярность тренировок.

Гимнастические упражнения подбирает врач после осмотра полости рта и проведения определенных исследований. Учитывая, что исправление прикуса производится преимущественно в детском возрасте, все задания должны быть простыми и понятными. В противном случае, эффективность коррекции снижается.

Тренировка может проходить с использованием детьми определенных приспособлений либо без них. При дисфункции мышц и ВНЧС могут применяться вспомогательные аппараты: стабилизатор Ноя, амортизатор Роджерса и Шане, диск Фриеля, активатор Дасса. В результате проведения тренировок ребенку удается достигнуть отличных результатов, в числе которых:

  • нормализация функций мышечного аппарата языка и круговых мышц рта;
  • восстановление тонуса лицевой мускулатуры;
  • стабилизация функционирования тканей ВНЧС;
  • коррекция работы мышц, активизирующих движение нижней челюсти.

Действенные упражнения из миогимнастики

При дисфункции ВНЧС происходит снижение высоты прикуса. В данном случае показаны упражнения, выдвигающие нижнюю челюсть.

  1. В положении стоя необходимо отвести плечи и руки назад, голову приподнять чуть вверх и медленно выдвинуть нижнюю челюсть вперед. В таком состоянии нужно пробыть 20-25 секунд, затем постепенно расслабиться. Упражнение повторяют 10-15 раз за один подход.
  2. Нижнюю челюсть следует выдвигать до сближения краев резцов. Такое положение сохраняется в течение 10 секунд. Упражнения необходимо повторять по 5 раз в три подхода с перерывом не более 1 минуты.

Мы расскажем вам про основные упражнения, но точную методику их выполнения и количество подходов должен определить именно врач! Чаще всего рекомендуют проводить миогимнастику 2-3 раза в сутки, контролируя правильность выполнения перед зеркалом.

Коррекция глубокого прикуса у детей производится также с применением гимнастических упражнений для нижней челюсти. В ортодонтии разработано множество способов. Предлагаем вашему вниманию самые действенные и легкие в исполнении.

  1. Необходимо принять положение стоя. Спина и плечи должны быть ровными, шея расслаблена. Заведите руки немного назад, а подбородок приподнимите. Выдвиньте нижнюю челюсть вперед, чтобы передние нижние зубы установились впереди верхних. Повторите упражнения 15 раз.
  2. Очень эффективную методику для исправления прикуса разработал И.С. Рубинов несколько десятилетий назад. В ортодонтии этот комплекс используется до сих пор. Необходимо в течение 5 минут беспрерывно открывать и закрывать рот, не выдвигая челюсть. Такую гимнастику надо делать не менее 5 раз в сутки.

Открытый прикус также может быть следствием дисфункции ВНЧС. Для его исправления рекомендуется следующая серия упражнений.

  1. Наденьте на карандаш резиновую трубочку. Начните прикусывать ее верхними зубами. Ортодонтическое упражнение длится около 5 минут, отдыха в течение этого времени не предусмотрено.
  2. Прижмите пальцы к щекам в области коренных зубов. Начните сжимать верхние и нижние челюсти, напрягая жевательную мускулатуру. Прекратить упражнение можно только при ощущении усталости мышц.
  3. Поместите пальцы в рот, приложив их к нижним зубам. Попробуйте поднимать нижнюю челюсть, создавая сопротивление. Не прекращайте гимнастику, пока жевательные мышцы не устанут.

Исправление косого прикуса производится с использованием всего одного упражнения. Для его выполнения необходимо широко открыть рот и переместить нижнюю челюсть в сторону неправильного смыкания зубов.

При дисфункции круговой мышцы рта наблюдается неправильное смыкание губ. Нарушение корректируется гимнастическим комплексом.

  1. Сильно сожмите губы, сделайте вдох носом и раздуйте щеки. Надавите на них руками, чтобы вышел воздух. При этом нельзя разжимать губы.
  2. Наберите воздух под нижнюю губу, затем – под верхнюю. Повторяйте чередование в течение 7 минут.
  3. Вытяните губы и зафиксируйте положение в течение минуты. Затем растяните их в широкой улыбке. Повторяйте упражнения по 7-10 минут.

Используя перечисленные комплексы, можно добиться эффективного исправления прикуса и нормализации функций ВНЧС. Быстрого результата ждать не нужно, гимнастика принесет плоды лишь при условии регулярного выполнения упражнений в течение достаточно длительного времени.

Предлагаем вашему вниманию очень полезное видео, в котором вы наглядно увидите, как правильно делать несколько упражнений из миогимнастики. Все упражнения выполняются детьми, и вы сможете убедиться, что ничего сложного в них нет.

Как повысить эффективность упражнений?

У детей с одинаковыми ортодонтическими нарушениями может наблюдаться разная результативность после выполнения гимнастики. Это происходит не вследствие индивидуальных особенностей организма, а ввиду несоблюдения важных рекомендаций. Чтобы максимизировать эффективность миотерапии, вы должны запомнить 5 базовых правил.

  1. Постоянное увеличение продолжительности и скорости мышечных сокращений.
  2. Сокращение мышц с максимальной амплитудой.
  3. Выполнение гимнастических комплексов до появления чувства усталости.
  4. Наличие перерывов между сокращениями мышц.
  5. Выполнение упражнений в строго определенное время и обязательно – ежедневно.

Правильное и регулярное выполнение миогимнастики приводит к результативному исправлению прикуса и устранению дисфункции ВНЧС у детей в возрасте от 4 до 7 лет. Взрослым придется использовать более сложные методы ортодонтической коррекции.

Для исправления любой дисфункции приходится прикладывать определенные усилия. Несмотря на то, что в ортодонтии существует много разных способов лечения, врачи рекомендуют предпринимать профилактические меры по недопущению развития патологий. Для предотвращения появления дисфункции важно вовремя обратиться за консультацией. О распространенных причинах возникновения нарушений вам расскажет в заключительном видео врач-стоматолог.

tvoibreketi.ru

упражнения, рекомендации, правила и прогноз

Коррекция дефектов прикуса и неправильного развития челюстных мышц может осуществляться не только при помощи ортодонтических конструкций.

Для маленьких пациентов разработан специальный комплекс упражнений, позволяющий избавиться от имеющейся патологии без использования дополнительных приспособлений.

Содержание статьи

Общее понятие

Миогимнастика представляет собой комплекс упражнений, который направлен на коррекцию различных патологий прикуса, совершенствование функционирования мимических и жевательных мышц и исправление положения языка между зубами.

Миогимнастику целесообразно назначать детям с неправильным прикусом в возрасте до 9 лет.

Эта терапия принадлежит к лечебной форме физкультуры и применяется как самостоятельно, так и в комплексе с аппаратным лечением.

Упражнения, используемые в миотерапии, разработаны специалистами в области ортодонтии. Каждое из них направлено на решение определенной проблемы: патологический прикус, недоразвитие мышц челюсти и языка, неправильное смыкание губ.

Прогноз

Результативность миотерапии зависит от степени сложности патологии зубочелюстного ряда, уровня дисфункции мышц, а также регулярности и правильности выполнения предусмотренных упражнений.

Постоянная тренировка со временем приводит к улучшению физиологических процессов челюстного комплекса: происходит замещение нарушенных функций челюсти, усиливается рост костной ткани, улучшаются процессы трофики.

Наибольшая эффективность от применения миогимнастических процедур наблюдается у детей от 4 до 7 лет. Это объясняется активным ростом челюстного аппарата и мышц, входящих в него, что способствует достижению необходимого результата, с применением щадящих методов.

Чем больше возраст ребенка, тем длительнее требуется проведение миотерапевтических упражнений для коррекции существующей патологии. В ряде случаев они должны применяться в комплексе с ортодонтическими системами.

Рекомендации и правила

Комплекс миогимнастических упражнений должен подбираться исключительно врачом-ортодонтом в соответствии с особенностями строения зубочелюстного ряда пациента. Первое выполнение процедур необходимо осуществлять в присутствии специалиста, который может оценить их правильность и дать совет в случае необходимости.

В дальнейшем пациент выполняет рекомендованные упражнения самостоятельно в домашних условиях, стараясь соблюдать регулярность и периодичность.

Чтобы миогимнастика дала ожидаемый результат, при ее проведении следует придерживаться определенных правил:

  1. При выполнении упражнений для лица важно сокращать каждую челюстную мышцу до предельно возможного уровня.
  2. Периоды мышечных сокращений должны чередоваться равными по времени паузами.
  3. Интенсивность нагрузок на аппарат мышц должна увеличиваться постепенно. Терапия начинается с простых упражнений, постепенно переключаясь на более сложные.
  4. Миотерапевтические процедуры должны выполняться на протяжении одинакового времени в четко установленные часы.
  5. Чтобы увеличить результативность, можно использовать специальные приспособления, создающие дополнительную нагрузку на мышечный аппарат.
  6. Каждое упражнение должно повторяться указанное специалистом количество раз.

Несоблюдение рекомендаций, данных лечащим врачом, и отсутствие системности в выполнении процедур может привести не только к отсутствию результата, но и к усугублению ситуации.

Упражнения

Комплекс упражнений для миогимнастики разработан с учетом необходимости коррекции конкретной патологии челюстного аппарата. В каждом случае требуется выполнение конкретных процедур.

Для коррекции прикуса

Каждая форма дефектного прикуса требует выполнения определенного ряда упражнений.

 Глубокого

Мероприятия по коррекции глубокого прикуса выполняются в положении стоя:

  1. Руки необходимо отвести за спину, а подбородок поднять как можно выше. Находясь в такой позиции, человек выдвигает нижний челюстной ряд вперед, насколько получается. Выдержав так несколько секунд, челюсть возвращается в первоначальное положение. Упражнение нужно повторять около 10—12 раз за сеанс трижды в день.
  2. Приняв вышеописанное положение, человек выпячивает нижний зубочелюстной ряд вперед до соприкосновения резцов с аналогичными зубами другого ряда. В таком состоянии зубы удерживаются около 20 секунд, затем возвращаются обратно. Упражнение повторяется по 12—15 раз в течение 3 сеансов.
 Открытого

Для коррекции прикуса открытого типа выполняется следующая процедура. Зубные ряды необходимо последовательно сжимать и расслаблять. Степень сокращения мышц стоит контролировать, прижав пальцы по обеим сторонам от щек. Упражнение выполняется до появления чувства легкой усталости.

Еще одно эффективное упражнение – прикусывание карандаша при помощи передних резцов. Процедура выполняется в течение 4—5 минут. Во избежание повреждения эмали необходимо надеть на карандаш резиновую трубочку.

 Мезиального

Миотерапия для выправления мезиального прикуса осуществляется следующим образом. Человек старается надавить языком на лингвальную сторону зубного ряда верхней челюсти. Такое положение необходимо сохранять на протяжении 4—6 минут до ощущения легкой усталости мышц.

Еще одно эффективное упражнение выполняется следующим образом. Голова немного откидывается назад, губы слегка приоткрываются. Смыкая челюсти, необходимо касаться нёба кончиком языка.

 Косого

Устранить проблему косого прикуса можно, путем выполнения выполняя следующего упражнения:

  • Рот открывается предельно широко.
  • Подвижная челюсть сдвигается туда, где отсутствует полное смыкание обоих зубных рядов.
  • Челюсти аккуратно соединяются до полного соприкосновения моляров.
  • Полученное положение фиксируется на период не менее 5 секунд.
  • Челюстные мышцы расслабляются, затем процедура повторяется.

Для мышц языка

Миотерапия позволяет не только корректировать прикус. Некоторые ее комплексы направлены на тренировку мышц ротовой полости.

После подрезания уздечки языка

Комплекс состоит из трех упражнений:

  1. Язык перемещается по внешней части губ от одного уголка до другого. После этого необходимо постараться дотянуться им до кончика носа и подбородка.
  2. Языком последовательно пересчитываются все элементы зубного ряда с внутренней и внешней стороны.
  3. Язык последовательно упирается сначала в одну, а после — во вторую щеку, создавая максимальное давление.
 Для мышц передней части языка

Совокупность упражнений, предназначенных для развития мышц передней доли языка, выглядит следующим образом:

  • На язык надеваются пластичные колечки, которые можно изготовить, разрезав пипетку на несколько частей. Далее, он поднимается вверх к основанию передних зубов с внутренней части челюсти. Затем производится сглатывающее движение. Во время процедуры производится 10 подобных сглатываний. Стоит следить, чтобы резиновые колечки не перемещались по поверхности языка.
  • Губы нужно тесно сомкнуть, а языком надавить на альвеолярный гребень. Эта позиция сохраняется на протяжении 5—6 минут.
 Для мышц средней части языка

Для развития правильного функционирования мышц средней части языка выполняют следующие упражнения:

  1. На переднюю и срединную части языка надевается по одному резиновому колечку. Челюсти смыкаются, а губы немного приоткрываются. Край языка прижимается к нёбному своду. Такое положение необходимо зафиксировать на 2—3 минуты.
  2. По 50 раз за упражнение необходимо цокать языком. Такая процедура повторяется до 6 раз в день.
Для мышц задней части языка

Для развития прикорневой части языка выполняют следующие миотерапевтические упражнения:

  1. На протяжении двух минут необходимо имитировать зевоту.
  2. Чтобы расслабить мышцы, нужно осуществлять прополаскивание горла теплой водой, издавая при этом характерный звук.

Смотрите упражнения для языка в предложенном ниже видеоматериале.

 При недоразвитии круговой мышцы рта

Дыхание посредством рта зачастую свидетельствует о недостаточной работоспособности круговой мышцы ротовой полости и щек.

Для коррекции этого состояния используется следующий комплекс упражнений:

  • Губы необходимо вытянуть трубочкой, как при свисте, и зафиксировать такое положение на 5—10 секунд. После этого они растягиваются в широкой улыбке.
  • Губы принимают то же положение, после чего ребенок выговаривает различные слова, не расслабляя губ. Длительность упражнения должна достигать 30 секунд.
  • В рот набирают воздух, после чего стараются переместить его от одной губы к другой, не разжимая их.
  • Губы и зубные ряды плотно сжаты, через нос осуществляется вдох, после чего воздух перемещается в челюсть, максимально заполняя щеки. Ладони располагаются по обе стороны от щек и надавливают на них, пытаясь удалить все воздушные массы. Губы при этом необходимо держать плотно сжатыми.
  • Губы тщательно смыкают и держат в такой позиции до ощущения состояния утомления.

 Для мышц нижней челюсти

Комплекс миогимнастических упражнений основывается на выдвижении вперед нижней челюсти. В течение первых двух недель тренировки осуществляются в сидячем положении, затем ребенку необходимо будет делать их стоя.

Ортодонты рекомендуют выполнять такую последовательность упражнений:

  • Нижняя челюсть выдвигается вперед, пока ее резцы не выйдут за зубы верхнего ряда. Такая позиция удерживается 10 секунд, после чего мышцы расслабляются.
  • Вышеописанное упражнение дополняется разворотами головы в разные стороны по 10 раз.
  • Ребенок принимает положение стоя, его голова запрокидывается к спине, руки отводятся назад. В такой позе необходимо выставить нижний зубочелюстной ряд вперед до полного соприкосновения с верхним.

 Для коррекции смыкания губ

Чтобы исправить недостаточно тесное смыкание губ, ребенку следует выполнять следующие упражнения:

  1. Язык вытягивается и располагается на нижней губе. Необходимо пытаться быстро прикрывать его верхней губой, выполняя пришлепывающие движения.
  2. Крепко сжав губы, ребенок должен языком осуществлять круговые движения, дотрагиваясь попеременно до верхней и нижней губы.
  3. Кончик языка водится вдоль по нёбной поверхности, захватывая все ее участки.
  4. Рот необходимо открыть максимально широко, а язык прижать к нёбной поверхности. После этого губы смыкают, издавая щелкающий звук.

Как повысить эффективность

При одинаковых патологиях строения зубочелюстного ряда после выполнения миогимнастических комплексов у детей может наблюдаться разный результат.

Это зависит от несоблюдения пяти ключевых рекомендаций в выполнении упражнений:

  • продолжительность и скорость мышечных сокращений должна постепенно увеличиваться;
  • мышцы необходимо сокращать с максимально возможной амплитудой;
  • каждое упражнение необходимо выполнять до появления чувства усталости;
  • между сокращениями мышц должны быть перерывы;
  • все упражнения необходимо выполнять в одно и то же время.

В видео предложена дополнительная информация об эффективности и проведении миогимнастики.

Использование специальных приспособлений

В некоторых случаях невозможно добиться исправления аномалии зубочелюстного строения без использования определенных приспособлений:

  • Вестибулярная пластинка используется ребенком в ночное время и днем во время гимнастических упражнений. Она направлена на исправление дыхания, коррекцию положения нижней челюсти и расположения языка в ротовой полости. Пластинка помещается в рот и слегка вытаскивается, придерживая пальцами за кольцо.
  • Металлический диск предназначен для отучения детей сосать пальцы и дышать ртом. Кроме того, он борется с дистальным прикусом. Диск необходимо сжать зубами, слегка выдвинув нижнюю челюсть вперед. Положение зажатого губами диска должно быть четко горизонтальным. Эта конструкция способствует тренировке группы мышц, располагающихся в околоротовой зоне.

Отзывы

Согласно многочисленным отзывам эффективность миогимнастики заметна при регулярном ее использовании детьми до 6 лет.

Взрослые пациенты, использующие такой метод терапии, считают его нерезультативным. Своим мнением по поводу такой методики вы можете поделиться в разделе комментариев к данному тексту.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

dr-zubov.ru

Миотерапия: описание упражнений для миогимнастики

Миотерапия – это комплекс упражнений для мышц челюстно-лицевой области с целью профилактики и лечения зубочелюстных аномалий во временном и смешанном прикусе. Этот метод является основным при функциональных нарушениях в молочном прикусе и дополнительным (в сочетании с аппаратурным) в период смены зубов.

Миогимнастику (для восстановления функций) можно назначать с четырехлетнего возраста, когда ребенок уже в состоянии понимать, что от него хотят. Однако контроль над выполнением упражнений лежит на взрослых – родителях и воспитателях.

Содержание статьи:

Типы упражнений

Все упражнения можно разделить на:

  • Динамические, когда происходит поочередное сокращение и расслабление мышц.
  • Статические, когда мышцы находятся в состоянии постоянного напряжения.

Правила миотерапии

  • Упражнения необходимо проводит систематически.
  • Нагрузка должна быть достаточной (упражнения необходимо проводить до чувства легкой усталости).
  • Увеличивать нагрузку на мышцы нужно постепенно, при этом она не должна быть чрезмерной.
  • Количество и продолжительность упражнений с течением времени должно увеличиваться.

Проведение занятий

Занятие нужно разделить на три этапа:

  • Начальный этап – разминка, которая включает дыхательные упражнения. Это своеобразная подготовка ребенка к основной части, ее продолжительность составляет 2-3 минуты.

  • Основная часть, во время которой проводится комплекс упражнений на мышцы челюстно-жевательной области. Иногда используют специальные аппараты (например, стандартные вестибулярные пластинки). Сначала проводятся статические упражнения, затем – динамические. При этом необходимо контролировать, чтобы ребенок правильно держал осанку и дышал носом.
  • Заключительный этап, во время которого постепенно уменьшают нагрузку.

Упражнения для мышц языка

  • Проведение языком по середине твердого и мягкого неба, начиная с фронтальных зубов.
  • При открытом рте необходимо провести языком сначала по верхней, затем по нижней губе (по часовой стрелке и наоборот).
  • Полоскание горла водой (при этом происходит массаж мышц мягкого неба).
  • На язык ребенка надевают резиновое кольцо (диаметром 6-8 см.), после чего просят его поднять язык и прижать его к твердому небу (в переднем отделе). После этого необходимо проглотить слюну, не меняя положение языка.

Упражнения для круговой мышцы рта

  • Надувать мыльные пузыри, шарик или дуть на легко перемещающиеся предметы (например, вату, кусочек бумаги).
  • Плотно сжимать губами линейку, с течением времени постепенно нагружая ее.
  • Упражнение с вестибулярной пластинкой – такую пластинку накладывают в преддверие рта, после чего ребенок плотно сжимает ее губами, а взрослый небольшими усилиями пытается достать пластинку. Ребенок удерживает пластинку губами, вследствие чего происходит напряжение круговой мышцы рта.

Советуем прочитать: Методы ортодонтического лечения в различные периоды прикуса

stom4you.ru

Миогимнастика в ортодонтии: упражнения, принцип действия, показания

Очень часто среди рекомендаций стоматологов встречается миогимнастика в ортодонтии. Какие упражнения нужно делать и кому, принцип их действия, а также показания для эффективного результата в лечении опишем более подробно.

Иногда достаточно вовремя обнаружить начавшиеся проблемы в формировании челюсти у ребенка и обратиться к специалисту за помощью. Тогда можно предотвратить многие аномалии за счет простых, доступных и бесплатных методов, потратив всего лишь время на занятия с любимым чадом.


Что такое миогимнастика?

Это определенный комплекс упражнений для лицевых и жевательных мышц, которые находятся вокруг зубного ряда и тем или иным способом влияют на его формирование. С их помощью можно изменить начавшиеся дефекты прикуса, улучшить дикцию, а также частично повлиять на правильное формирование челюсти и овала лица. Не удивительно, что миогимнастика в ортодонтии занимает столь важное место.

Особенно эффективным ее применение оказывается для детей 4-7 лет. Считается, что уже после достижения ребенком 9 лет данные упражнения не способны выступать в роли лечебного метода. И все же их часто прописывают в дополнение к другим ортодонтическим воздействиям на зубочелюстную систему.

Разработал первые диагностические параметры и гимнастические комплексы такого плана А.Роджерс еще в прошлом столетии. На основе его работы сегодня в стоматологии разрабатывают новые упражнения, стараясь предотвратить или исправить большинство проблем в функционировании мышц челюсти.

Миогимнастику лица чаще всего назначают в таких вариациях:

  • как самостоятельный метод лечения;
  • в качестве подготовки к любым ортодонтическим вмешательствам;
  • или как дополнительное влияние по ходу такой коррекции;
  • для закрепления результата после специального лечения;
  • и как метод профилактики будущего функционирования челюсти.

Врачи говорят о том, что важно изначально провести соответствующую диагностику и только потом определиться с теми упражнениями, которые будут адекватными в каждом конкретном случае. Поэтому самолечение полностью исключается. Только специалист может установить, что именно подходит ребенку и подобрать лучший вариант.


Принцип действия

Чтобы добиться ожидаемого результата нужно придерживаться таких основных принципов лечения:

  • последовательность – сначала изучаются и активно используются простые упражнения, и только после их освоения можно приступать к более сложным комплексам;
  • систематичность – заниматься нужно ежедневно, регулярно, на постоянной основе, не делая длительных перерывов;
  • сознательность – лучше всего миогимнастика помогает в том случае, когда ребенок понимает, что от него требуется и с большим желанием выполняет правильные движения;
  • активность – мышцы должны совершать максимальную амплитуду;
  • индивидуальный подход – только учитывая строение челюсти конкретного ребенка можно говорить о каких-либо упражнениях, так как они не универсальны и в каждом клиническом случае применяются свои сочетания;
  • возрастные рамки – самым лучшим периодом для эффективных результатов оказывается возраст с 4 до 7 лет;
  • комплексный подход – наибольшими достижениями могут похвастаться те пациенты, которые использовали миогимнастику совместно с другими способами лечения зубочелюстных аномалий, например, комплекс Рокабадо часто дополняют аутогенной тренировкой и точечным массажем.

Плюсы и минусы

Эффективность миогимнастики определяется такими преимуществами:

  • восстанавливает полную функциональность жевательных мышц;
  • нормализует общий тонус лица;
  • улучшает работу нижней челюсти, делая ее более подвижной;
  • влияет на развитие необходимых суставов.

Достоинством метода является то, что он применим не только в ортодонтии, но и в логопедии, положительно воздействуя на дикцию.

Правда, есть и некоторые недостатки:

  • во время выполнения специальных упражнений довольно сложно контролировать правильность воздействия на нужные мышцы и точно устанавливать требуемую длительность занятия;
  • к сожалению, не все формы прикуса и других челюстных аномалий поддаются такому воздействию, а для взрослых они и вовсе оказываются малоэффективными.

Так, излишним будет совершать гимнастические мероприятия при дисфункции ВНЧС, гипертрофии лицевых мышц, парестезии щек и других аномалий, спровоцированных патологическим строением самой кости.

Миогимнастика при неправильном прикусе

В зависимости от формы окклюзии и интенсивности дефекта, назначают следующие упражнения.

► При глубоком прикусе:

  1. Встать ровно, руки вытянуть и завести назад. Подбородок также приподнять и стараться выдвинуть его как можно сильнее вперед. Периодически возвращать в исходное положение. За один сеанс сделать до 10-15 повторений. За день нужно не меньше трех подходов.
  2. Постепенно усиливают нагрузку и уже через 30 дней усложняют. Вытягивая нижнюю челюсть вперед, стараются расположить резцы перед верхними.
  3. В дополнение предлагается совершать специальное упражнение по Рубинову. Для этого требуется смыкать и раскрывать рот без каких-либо смещений хотя бы 3-5 минут. Повторять за день не меньше пяти раз.

► Для коррекции открытого прикуса:

  1. Нужно сильно сжимать и разжимать зубные ряды. Чтобы проконтролировать, насколько хорошо справляется ребенок, можно прижать пальцы к лицу в области роста моляров.
  2. Для придания усиления, делают то же самое, но с увеличенным сопротивлением. Располагают указательный и средний палец на фронтальной части ряда и при раскрытии рта стараются помешать активным движениям челюсти. Таким образом, человек прикладывает гораздо больше усилий, хорошо прорабатывая нужные мышцы.
  3. Еще одно упражнение делается с использованием карандаша или палочки подходящего размера. На этот предмет надевают резиновую трубочку и прикусывают резцами.

► Лечение мезиального прикуса предполагает такое воздействие:

  1. Языком стараются дотянуться и сильно надавить на заднюю часть неба. Делают это 3-5 минут или до первого чувства усталости мышц.
  2. Запрокидывают голову и совершают открытие и закрытие рта. Когда идет смыкание челюстей, нужно языком тянуться к дальнему краю неба.
  3. На протяжении некоторого времени подтягивают нижнюю челюсть вперед до полного перекрытия верхних резцов.

► Если обнаружен перекрестный прикус: широко раскрывают челюсти, нижнюю стараясь сместить в ту сторону, где наблюдается проблемная зона. А дальше смыкают их в таком же положении и удерживают до пяти секунд.

► Для лечения дистального прикуса рекомендуется следующее:

  1. Стараются нижний ряд зубов оттянуть вперед так, чтобы он оказался впереди верхнего. Удержать положение требуется как минимум 10 секунд.
  2. Усложняют предыдущий вариант одновременными поворотами головы сначала влево, потом вправо. Повторы совершают 10 раз.
  3. Нужно поставить ноги на ширине плеч, голову запрокинуть, а руки отвести за спину. Стараться выдвигать нижнюю челюсть так, чтобы достичь смыкания зубов краями.

Упражнения для языка

Также в некоторых случаях нужна миогимнастика для коррекции положения и функционирования языка. Чаще всего ее назначают в случаях проблем с глотанием. Применяются такие упражнения:

  1. «Часики» – с тщательно сомкнутыми губами делают движения языком по кругу, проводя по внутренней стороне губ.
  2. «Непослушный язычок» – положить его в вытянутом положении, слегка выдвинув вперед. Закрывая рот, делать так, чтобы получилось «шлепнуть» его верхним рядом.
  3. «Красим потолок» – пусть ребенок представит, что язык – это кисточка, а небо – потолок. Нужно стараться провести им по верхней части слизистой с максимальной тщательностью, ничего не пропуская.
  4. «Отбойный молоток» – рот широко открывают, а языком дотягиваются до неба. В таком положении стараются быстро сомкнуть губы, сымитировав удар молотка.

В случаях с подрезанием уздечки языка предлагаются такие упражнения:

  1. Облизывают губы поочередно верхнюю и нижнюю. Движения должны проводиться от одного края к другому, а также стараются достать подбородок и край носа.
  2. Аналогично проводят им так, чтобы посчитать все зубы в ряду.
  3. Упираются кончиком поочередно в каждую щеку.
  4. Совершают щелкающие звуки, как всадник, с открытым ртом.

Повторять комплекс до десяти раз.

При трудностях глотания для разрабатывания функции передней части данного органа:

  • Язык удерживают в положении «столбика».
  • Нарезают резиновые колечки от пипетки, накладывают их на кончик языка и прижимают к альвеолам. В таком положении сглатывают и закрывают рот без смыкания зубных рядов. Важно при этом постоянно следить, чтобы резиновые колечки не соскользнули. Глотать до 10-12 раз за один подход. Начать можно с пяти или даже двух.
  • Удерживать такое же кольцо языком со сжатыми зубами. Постепенно увеличивают время выполнения от 5 до 15 минут.

Для коррекции работы средней части органа отлично подходит:

  • цоканье по 50-60 раз;
  • прижимать языком колечки к небу с сомкнутыми зубами и приоткрытыми губами.

Задняя часть разрабатывается следующим образом:

  • прополоскать горло простой теплой водой некоторое время;
  • выполнять зевающие движения.

Для губ

При проблемах их смыкания делают похожие упражнения, но в другом сочетании:

  • плотно сжав рот, проводят языком по кругу;
  • вытягивают его вперед, располагая на нижней губе, а верхней стараются ее ударить;
  • открыв рот, размещают кончик языка на небе, а при закрытии пытаются имитировать стук молотка;
  • выдвигают нижний ряд до перекрытия верхних резцов и удерживают 10 секунд такое положение;
  • усложняют действия, выполняя их с поворотами в стороны;
  • вытягивают нижнюю челюсть, запрокинув при этом голову назад.

То есть, часть упражнений повторяется аналогично некоторым другим проблемам.

Для круговых мышц рта

Следующие варианты миогимнастики особо эффективны при наличии межгубного пространства и привычке не дышать носом:

  1. Попеременно вытягивают губы вперед, как будто задувают свечку и потом растягивают их в широкой улыбке. Одновременно с этим можно пытаться выговаривать звуки.
  2. Сжать плотно губы, а носом в это время набрать максимум воздуха, чтобы раздуть щеки. Теперь можно кулаками на них резко надавить и выдохнуть. Губы при этом не разжимаются.
  3. Если присутствует такая проблема, как протрузия резцов, то опять же плотно сжимают челюсти и стараются набрать побольше воздуха. Но делают это под каждую из губ, верхнюю и нижнюю попеременно.
  4. Между рядами зажимают картонную полоску и удерживают ее до часа. Но при первых упражнениях начинают всего лишь с минуты.
  5. Для дополнительной тренировки дают ребенку дуть на какой-либо легкий перемещающийся предмет – перышко или кусочек ваты.
  6. Мизинцами растягивают уголки рта, а мышцами при этом пытаются их свести вместе.
  7. Делают ватные валики и закладывают под губы возле уздечки с обеих сторон. Стараются произносить глухие звуки (п, м, б).

Как повысить эффективность упражнений?

Чтобы добиться наилучших результатов, нужно придерживаться определенной техники и следующих правил:

  1. Активно работать мышцами с максимальной амплитудой.
  2. Но при этом выдерживаются физиологические пределы допустимых движений.
  3. Постепенно увеличивают скорость, интенсивность и сложность каждого упражнения.
  4. Для сохранения безопасности, нужно давать мышцам отдыхать ровно столько времени, сколько они перед этим работали.
  5. Каждое движение повторять до тех пор, пока не почувствуете усталость.
  6. Для занятий выделять определенное время и точно следовать ему на регулярной основе.

Видео: о миогимнастике.


Специальные приспособления

Также в ортодонтии дополнительно используются такие вспомогательные средства:

  • Вестибулярные пластинки – их надевают на время сна с целью нормализации дыхания и коррекции положения языка и нижней челюсти. Вкладывать ее нужно с помощью большого пальца, одновременно вытягивая особое кольцо.
  • Металлический диск – ориентирован на отучение ребенка от вредных привычек по типу сосания пальца, а также исправление ротового дыхания и дистального прикуса. Нужно сомкнуть диск губами, а нижнюю челюсть при этом выдвинуть слегка вперед. Требуется следить, чтобы его положение было строго горизонтальным.

Отзывы

Анна:

Мы делаем с ребенком эти упражнения. Сначала переживала, что не смогу заставить его выполнять гимнастику. Но у нас все происходит в игровой форме, так что сын даже не подозревает, что мы в это время лечимся.

Николай:

Ребенку похожие упражнения назначил логопед, но я не верил, что с их помощью можно решить какие-то проблемы. Через полгода наладилась не только дикция, но и стоматолог отметил хорошие результаты.

Инна:

Намучившись с пластинками и брекетами в свое время, видела, что дочку ждет та же участь, так как с самого начала зубки растут в разные стороны. Но поговорив с хорошим стоматологом, стали делать миогимнастику. Результаты замечательные! Вполне возможно, что мой ребенок не будет носить ужасные конструкции в подростковом возрасте.

infozuby.ru

Миогимнастика в ортодонтии: правила, эффективность, комплексы упражнений

1388


Миогимнастика в ортодонтии – это один из наиболее действенных способов лечения и профилактики аномалий зубочелюстной системы. Эффективен при дисфункции мимических и жевательных мышц, а также суставов нижнечелюстной и височной групп.

Неправильный прикус исправляется при помощи специального комплекса упражнений.

Основные принципы

Формирование прикуса обуславливается работой мышц, которые расположены в непосредственной близости с рядами зубов. Нарушения в работе мускулатуры могут привести к развитию дефектов.

Одним из самых распространенных методов коррекции прикуса является миотерапия, суть которой заключается в тренировке челюстных мышц.

В ортодонтии такой способ может быть использован:

  • как самостоятельная терапия;
  • в рамках комплексного лечения;
  • как подготовка к ортодонтической коррекции;
  • для профилактических целей.

Упражнения способны дать положительный результат и при неправильном прикусе.

Эффект от гимнастики достигается благодаря пристальному контролю за выполнением рекомендаций лечащего врача и регулярности тренировочного процесса. Весь комплекс упражнений подбирается врачом после тщательного осмотра.

Важно, чтобы гимнастика была понятной и простой, иначе эффективность коррекции может быть низкой.

Лечебная гимнастика назначается врачом за 2 месяца до начала специального ортодонтического лечения. Это обуславливается тем, что лечебная нагрузка на зубы подготавливает их к особенностям силового воздействия оборудования.

В большинстве случаев гимнастику целесообразно применять совместно с аппаратным лечением дефектов и аномалий челюсти.

Комплекс миогимнастики Рокабадо, применяемый при дисфункции внчс (височно-нижнечелюстного сустава) дополняют точечным массажем и аутогенной тренировкой.

Эффективность и правила выполнения

Положительный результат упражнений прямо зависит от уровня развития патологии, а также от регулярности и качества выполняемой гимнастики. К ней предъявляется следующий комплекс требований:

  • Обязательно мышечное сокращение полости рта с максимально возможной амплитудой.
  • Важно учитывать то, что сокращения должны осуществляться в рамках физиологических пределов.
  • Необходимо после каждого упражнения делать паузу, равную времени, затраченному на него.
  • Сокращения должны повторяться до появления легкой усталости.

Особенность заключается в тренировке специальных мышечных групп, которые способствуют лечению, так называемых антагонистов и синергистов. Гимнастика позволяет достичь необходимых результатов при профилактике детских аномалий временного прикуса.

Именно поэтому для данной формы лечения особенно подходят дети от 4-х лет, которые уже могут понимать и выполнять требуемые задания.

Для исправления прикуса

Существуют действенные комплексы миогимнастики, которые предназначаются для коррекции и полного устранения различных аномалий прикуса:

Глубокий прикус

Открытый прикус

Зубами можно прикусить палочку, с нанизанной на нее небольшой резиновой трубкой для исключения вероятности повреждения эмали.

Мезиальный прикус

  • В упражнении важно надавить кончиком языка на заднюю поверхность верхнего зубного ряда и удерживать данное положение, как минимум, 5 минут до образования мышечной усталости.
  • Голова должна быть слегка закинута назад. При закрывании рта нужно коснуться языком задней поверхности неба.
  • Нижняя губа помещается под верхний ряд зубов.

Косой прикус

В случае, если основной причиной образования такого прикуса стало изменение положения нижнего ряда зубов со смещением в сторону, то упражнение будет иметь следующий вид:

  • Рот максимально открывается, а нижний зубной ряд передвигается в сторону, где наблюдается некорректное смыкание челюсти.
  • После, нижняя челюсть поднимается до сопряжения с зубами верхней группы и удерживается, как минимум, 5 секунд.

При проблеме смыкания губ

Существует несколько основных упражнений:

  • При плотном сжатии губ требуется осуществлять вращательные движения языком под губами.
  • Вытянутый язык размещается на поверхности нижней губы, в то время, как верхняя, при быстром смыкании, должна ударить по языку.
  • Требуется прижать язык к небу и открыть рот с максимальной возможной амплитудой. При смыкании губ нужно издать звук, напоминающий стук молотка.

Каждое из описанных упражнений выполняется сначала в сидячем положении. По мере усложнения необходимо встать.

Продвинутый гимнастический комплекс выглядит следующим образом:

  • Нижняя челюсть выдвигается вперед до перекрытия нижними резцами верхнего зубного ряда.

    Такое положение удерживается, по меньшей мере, 10 секунд. После этого челюсть полностью возвращается в изначальное положение.

  • Предыдущее упражнение может быть усложнено путем равномерного поворота головы. Челюсть нужно постараться удержать в вытянутом положении.
  • Голова отклоняется назад, ноги устанавливаются на ширине плеч. Зубной ряд выдвигается до тех пор, пока не произойдет краевое сопряжение челюсти.

Для участков языка

Передний участок

Необходимо подготовить специальные резиновые кольца, которые нарезаются из пипетки. Элемент помещается на конец языка, который, в свою очередь, подносится к альвеолам. После этого нужно сглотнуть слюну.

Важно следить за тем, чтобы резинка случайно не провалилась в горло. Количество глотаний за одну тренировку – не более 15.

Альтернативным вариантом упражнения может быть прикладывание языка к альвеолам с сомкнутыми губами. В этом положении необходимо удерживать язык не менее 5 минут.

Интенсивность и частота упражнения постепенно увеличиваются, в зависимости от стадии лечения.

Средний участок

Цоканье языком не менее 50 раз. Предварительно на середину языка помещается резиновое кольцо. Зубы смыкаются, а губы приоткрываются. После этого язык поднимается кверху и прижимается к своду неба.

Для восстановления укороченной уздечки

Упражнение выполняется в 3 этапа:

  • Облизывание губ языком. Движение осуществляется от одного уголка рта к другому, после чего осуществляется попытка касания с подбородком и кончиком носа.
  • «Пересчет» зубов языком снаружи и изнутри.
  • Упор языка в обе щеки.

Для круговых мышц

Тренировка круговой мышцы щек и рта является важной составляющей миогимнастики для лица и выполняется в случаях ее недостаточной работоспособности, наблюдаемой, обычно, во время дыхания через рот.

Упражнения проводятся и при деформации верхних зубов. Мышечная недостаточность распознается по перевесу мускула, удлиняющего щель между губами во время улыбки.

Мышечная недостаточность распознается по перевесу мускула, удлиняющего щель между губами во время улыбки.

Существует несколько основных упражнений для ортодонтического лечения данной мышцы:

  • Упражнение №1. Согнутые мизинцы помещаются в углы рта. Лечение осуществляется путем незначительного растяжения рта и параллельного сокращения мышц. Важно, чтобы губы не выворачивались в процессе тренировки.
  • Упражнение № 2. Тренировка выполняется при помощи специального оборудования – межгубного диска Фриэля. Данное приспособление должно придерживаться губами в течение 60 секунд.

Развитие круговой мышцы крайне полезно при диагностике ротового дыхания, а также при образовании промежутка между губами. Тренировки вызывают изменение формы верхней губы и формируют корректные контуры ротовой полости.

Вероятность рецидива дефектного наклона зубов верхней челюсти практически исключена.

Использование специальных приспособлений

Корректировать ротовой тип дыхания и позицию языка следует как можно раньше, поскольку после 9 лет, наблюдаемый эффект от миогимнастики значительно ниже.

Вестибулярная пластинка

Вкладывается в рот во время сна. Днем элемент применяется только для гимнастики, основная цель которой заключается в нормализации дыхания, исправлении структуры нижней челюсти и положения языка.

Пластина вкладывается в рот большим пальцем руки и немного вытягивается за специальное кольцо, параллельно удерживаясь губами.

Металлический диск

Предназначается для борьбы с вредной детской привычкой сосания пальцев, с неправильным ротовым дыханием и с дистальным прикусом. Также может использоваться для коррекции осанки.

Диск сжимается губами, при этом нижнюю челюсть выдвигают немного вперед. Зажатый губами диск должен располагаться строго горизонтально.

Приспособление позволяет тренировать мышечные группы околоротовой области.

Заключение

Миогимнастика назначается лечащим врачом с целью профилактики и лечения разнообразных зубных аномалий.

Характер описанных коррекционных мероприятий скорее лечебный, но стоматологи назначают гимнастику и с целью закрепления результата, для устранения вероятности рецидивов.

Примерный комплекс упражнений миогимнастики для детей смотрите на видео:

Основополагающим фактором для результативного лечения является позитивный настрой. Эффект и степень лечебного воздействия непосредственно зависит от терпения, усидчивости и готовности на постоянной основе выполнять монотонные упражнения.

Именно данные составляющие, совместно с контролем исполнения, очень важны для достижения необходимого результата.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Следите за обновлениями

         

похожие статьи

www.vash-dentist.ru

Миотерапия » Стоматология Онлайн | stomatologist.org



Упражнения для мышц, окружающих зубные ряды, применяют уже с начала XIX в., но как метод ортодонтической профилактики и лечения они были предложены Rogers в 1917 г. и нашли дальнейшее развитие в работах В. Ю. Курляндского (1957), А. И. Бетельмана (1965), Е. И. Гаврилова и Г. А. Туробовой (1965), Ф. Я. Хорошилкиной (1965), М. А. Нападова (1967), R. Frankel (1960), J. А. С. Dujzings (1960) и др. Функция мышц, окружающих зубные ряды, способствует нормальному развитию прикуса или нарушает его. С помощью специальной гимнастики достигают восстановления функции мышц и предупреждают развитие аномалий прикуса.

Принцип лечения заключается в тренировке мышц, которая способствует нормализации функции мышц — синергистов и антагонистов. Лечебная гимнастика может быть самостоятельным методом терапии, может предшествовать ортодонтическому лечению, сочетаться с ним или применяться после его окончания для закрепления достигнутых результатов и предупреждения рецидивов. Гимнастикой можно достигнуть положительных результатов при лечении аномалий у детей в периоде сформировавшегося временного прикуса. Для такого лечения наиболее подходит возраст от 4 до 7 лет, когда ребенок может понять, что от него требуется, и выполнять упражнения. Эффект лечения зависит от степени выраженности морфологических и функциональных нарушений, а также от терпения больного, его настойчивости и от контроля за тщательностью выполнения упражнений. Упражнения следует выбирать с учетом возраста ребенка. Они должны быть не слишком трудными, понятными; желательно превращать их в увлекательную игру. Дети могут заниматься гимнастикой как индивидуально, так и коллективно (в детских садах, школах). Контроль за выполнением упражнений возлагается на родителей или воспитателей и медицинский персонал. Как самостоятельный метод лечения гимнастика может дать хорошие результаты при протрузии верхних резцов и нейтральном соотношении боковых зубов.

Гимнастические упражнения назначают без аппаратов или со специальными аппаратами
(рис. 19.1). К так называемым лабиальным аппаратам относят амортизатор Роджерса и Шане, пластинкудиск Фриеля, стабилизатор Ноя, активатор Дасса, интрабуккальные аппараты — вестибулярные пластинки Крауса, Хотца, Шварца, Шонхера и др. Имеются специальные упражнения для круговой мышцы рта, мышц, выдвигающих и поднимающих нижнюю челюсть, мышц языка, а также мышц плечевого пояса.



Рис. 19.1. Набор приспособлений для лечебной гимнастики.

Упражнения для круговой мышцы рта. Несмыкание губ приводит к ряду функциональных нарушений с неблагоприятными последствиями как местного, так и общего характера, поэтому гимнастическим упражнениям для тренировки круговой мышцы рта следует уделять особое внимание. Отучить ребенка от ротового дыхания довольно трудно. К этому нужно приступать после того, как получено заключение отоларинголога о проходимости носовых ходов для воздушной струи. Чтобы убедиться в возможности носового дыхания, следует предложить ребенку набрать в рот воды и проверить, как долго он может держать ее, не проглатывая и не размыкая губ. При затрудненном носовом дыхании ребенок размыкает губы через 20—40 с. Можно приложить к ноздре кусочек ваты или полоску папиросной бумаги. Во время вдоха и прохождения воздушной струи через нос они прижимаются к ноздре, во время выдоха — отдаляются. Определить возможность носового дыхания можно также с помощью зеркала, поднесенного к носу. Оно запотевает при выдохе. Следует диагностировать возможность прохождения воздушной струи через правый и левый носовые ходы. Эти приемы позволяют наметить лечебные мероприятия и установить, достаточно ли для самоустранения нарушений прикуса применить лечебную гимнастику или необходимы и другие методы лечения.

Иногда наблюдается гипертонус мышц, вплетающихся в круговую мышцу рта и имеющих радиальное направление. Это вызывает обнажение внутренней поверхности губ. Они кажутся массивными, ротовая щель удлиняется, верхняя губа приподнимается и как бы укорачивается. При таких нарушениях назначают следующие упражнения. Ребенок смыкает губы и надувает щеки, после чего прижимает к щекам кулаки и медленно выдавливает воздух через сжатые губы. Надувание воздуха под верхнюю губу рекомендуют при протрузии верхних передних зубов. Для развития круговой мышцы рта можно свистеть, дуть на легко перемещающийся предмет, например подвешенный кусок ваты, перышко и т. п. Рекомендуют также прокладывать между губами сложенную вдвое полоску бумаги и сжимать губы. Бумагу удерживают губами 30—50 мин при выполнении домашних заданий или в то время, когда ребенок смотрит телевизор. Упражнение выполняют ежедневно.

Из упражнений с сопротивлением чаще применяют следующие. Ребенок закладывает согнутые мизинцы в углы рта и слегка растягивает их, сжимая губы и следя за тем, чтобы они не выворачивались.

Упражнение с межгубным диском Фриэля. Диск помещают между губами и удерживают ими сначала в течение 1 мин, а затем 3—5 мин.

Упражнение с активатором Дасса. Активатор изготавливают из ортодонтической проволоки диаметром 1 — 1,2 мм и пластмассы. Отрезок проволоки длиной 25 см в середине изгибают в виде кольца, а на концах в виде треугольников перпендикулярно к плоскости кольца. Из самотвердеющей пластмассы моделируют площадки по форме губ. Ребенок удерживает активатор губами, оттягивая его большим пальцем за кольцо. Упражнение делают 2 раза в день по 5—20 раз.

Действие амортизатора Роджерса основано на том же принципе. Он представляет собой роторасширитель, на который надевают резиновое кольцо. Сила сокращения круговой мышцы рта должна преодолевать силу сокращения резинового кольца.

Упражнение с пластинкой из пластмассы. Ребенок зажимает губами край пластинки толщиной 1—2 мм и удерживает ее в горизонтальном положении. На пластинку накладывают какойлибо груз. Увеличение груза вызывает усиление сжатия губ.

Упражнение с ватными валиками. Это упражнение относится к числу логопедических. Небольшие ватные валики закладывают в область переходной складки преддверия полости рта по обе стороны от уздечки верхней губы. Ребенок должен сомкнуть губы и произнести несколько фраз, содержащих губные звуки («б», «м», «п»), для чего требуется смыкание губ. В течение дня упражнение надо повторять неоднократно.

Упражнение с пуговицами. Две пуговицы диаметром 25— 30 мм соединяют шнурком и располагают на расстоянии 15—18 см друг от друга. Одну пуговицу ребенок захватывает губами, а другую берет правой рукой и натягивает шнур. Такое упражнение делают 2— 3 раза в день, повторяя его 10 раз.

Упражнение с вестибулярной пластинкой. С целью ортодонтического лечения дети вкладывают вестибулярную пластинку в рот на время сна. Днем пластинкой пользуются лишь при выполнении гимнастических упражнений. Цель упражнений — тренировка круговой мышцы рта, нормализация дыхания, исправление положения языка, нижней челюсти, шейного отдела позвоночника и головы. Вестибулярную пластинку вкладывают в преддверие полости рта, большим пальцем правой руки ее вытягивают вперед за кольцо и удерживают сжатыми губами. Упражнение выполняют 2 раза в день по 5—15 раз.

Упражнение с металлическим диском. Упражнение показано при вредной привычке сосания, особенно большого пальца, нарушенной осанке, ротовом дыхании, дистальном прикусе. J. А. С. DuyzingspeKOMeHflyeT во время выполнения гимнастических упражнений пользоваться серебряной монетой. Можно использовать также металлический диск диаметром 2,5—3 см, толщиной 1,5 мм и массой около 6,5 г. Для исправления осанки ребенок во время выполнения упражнения становится вплотную к углу, прикасаясь к нему пятками, ягодицами и лопатками; при этом взгляд должен быть направлен горизонтально вперед. В таком положении ребенок сжимает губами металлический диск. Смыкание губ обусловливает носовое дыхание, способствует выдвижению нижней челюсти вперед, тренировке мышц околоротовой области, а также шейных и грудных мышц и изменению объема грудной клетки. Зажатый губами диск должен быть расположен горизонтально. Если ребенок не может удержать его в таком положении, то лечебная гимнастика неэффективна. Надо следить, чтобы диск был зажат только губами, а не зубами. Контролем может служить давление пальцем на диск снаружи и ощущение прикосновения к вестибулярной поверхности резцов при сомкнутых губах. В таком положении ребенок должен стоять от 30 с до 2 мин, т. е. до появления чувства утомления.

Упражнения для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть, рекомендуются при лечении дистального прикуса. Выполняют их сидя или стоя. Нижнюю челюсть медленно выдвигают вперед до тех пор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удерживают 10 с, а затем медленно устанавливают в исходном положении. То же упражнение выполняют с поворотом головы сначала вправо, а затем влево. После освоения упражнения нижнюю челюсть удерживают в выдвинутом положении как можно дольше и упражнение повторяют до 10 раз. Нагрузка увеличивается при выполнении упражнения стоя, когда голову слегка запрокидывают, ноги ставят на ширину плеч, руки отводят назад, нижнюю челюсть медленно выдвигают вперед до тех пор, пока нижние резцы не установятся впереди верхних.

Упражнения для мышц, поднимающих нижнюю челюсть. Одно из них — сжатие зубов в центральной окклюзии. Ребенок сжимает и разжимает зубы. Сила сокращения мышц контролируется пальцами, приложенными к щекам в области жевательных мышц у переднего края ветвей нижней челюсти. То же упражнение можно выполнять с сопротивлением. Для этого ребенок располагает указательный и средний пальцы правой руки на нижних передних зубах и, поднимая нижнюю челюсть, оказывает противодействие давлением пальцев при нарастающем сокращении жевательных мышц.

Упражнение «прикус ывание палочки». На деревянную палочку надевают резиновую трубку, прокладывают ее между боковыми зубами и удерживают в таком положении. Больной сжимает и разжимает зубы, постепенно перемещая палочку по зубному ряду.

Упражнения для исправления аномалий положения зубов. Для исправления небного наклона верхних передних зубов в периоде их прорезывания рекомендуется несколько упражнений.

1. Давление на зубы кончиком языка в течение 3—5 мин, затем пауза.

2. Прикусывание нижней губы верхними зубами в течение 2—3 мин. Это упражнение следует рекомендовать с осторожностью, чтобы в дальнейшем не выработалась вредная привычка. Необходим строгий контроль за выполнением этого упражнения и прекращением его после достижения нормального резцового перекрытия.

3. Комплексы гимнастических упражнений для устранения разновидностей мезиального прикуса, рекомендованные Е. И. Гавриловым и Г. А. Туробовой. Их выполняют 2 раза в день по 8—10 мин. Начинают с ходьбы на месте в течение 2 мин. Затем следуют упражнения, нормализующие носовое дыхание и положение передних зубов, в том числе захватывание нижней губы верхними зубами и упражнения со шпателем, которые выполняют в течение 1—4 мин под контролем и при участии воспитателя или медицинского работника. Между зубными рядами помещают шпатель. Ребенок должен прикусить его так, чтобы оказывать давление на режущие края наклоненных орально верхних зубов и способствовать их отклонению в вестибулярном направлении, а нижних резцов — в язычном.

Следующее упражнение — закрывание рта с перемещением нижней челюсти назад. Ребенок открывает рот и медленно закрывает его, смещая нижнюю челюсть назад и устанавливая передние зубы в краевом смыкании. Нижнюю челюсть удерживают в этом положении 4—8 с, после чего следует пауза 2—3 с. Упражнение повторяют 2—3 раза в день по 3—4 раза. Затем ребенок отодвигает нижнюю челюсть назад, одновременно перемещая кончик языка вверх и назад, открывает рот, поднимает кончик языка вверх и смещает его кзади. При медленном закрывании рта перемещает нижнюю челюсть назад и устанавливает передние зубы в краевом смыкании. Челюсть удерживают в таком положении 5—8 с, затем следует пауза. Упражнение выполняют в течение 1 — 1,5 мин. Описанный комплекс упражнений нужно делать 2 раза в день по 8—10 мин.

При устранении мезиального прикуса, сопровождающегося выдвижением нижней челюсти, лечебную гимнастику следует сочетать с сошлифовыванием нестершихся бугров временных зубов, назначением шапочки с подбородочной пращой и внеротовой резиновой тягой и разобщением прикуса в переднем участке при помощи ортодонтических приспособлений.

Упражнения для нормализации функции языка. Гимнастические упражнения дли языка рекомендуют после хирургического рассечения его укороченной уздечки, а также для устранения вредных привычек сосания пальцев и различных предметов, нормализации неправильного глотания и произношения звуков. При полуоткрытом рте ребенок облизывает верхнюю и нижнюю губы, проводит языком от одного угла рта к другому, делает попытки достать языком перегородку носа, подбородок. Кроме того, проводит кончиком языка по небной и язычной, а затем по вестибулярной поверхности зубов и как бы пересчитывает их, проглаживает твердое и частично мягкое небо по средней линии, начиная от передних зубов, щелкает языком, для чего присасывает язык при сомкнутых губах к твердому небу и медленно открывает рот; упирается кончиком языка то в одну щеку, то в другую. Каждое упражнение делают ежедневно от 3 до 10 раз.

Кроме перечисленных, рекомендуются упражнения для тренировки мышц переднего, среднего и заднего участков языка.

Упражнения для мышц переднего участка языка.

1. На кончик языка накладывают резиновое кольцо диаметром 5— 8 мм (можно нарезать такие кольца шириной 2 мм из резиновой детали пипетки). Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сжимает, губы не смыкает. Рекомендуют проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Следует терпеливо разъяснить ребенку задачу упражнения и достигнуть правильного положения языка. Упражнение повторяют в первый день 5—6 раз, на второй — 2 раза (утром и вечером) по 5—6 раз, в последующие — 3 раза в день по 10—12 раз.

2. То же резиновое кольцо пациент прижимает кончиком языка к переднему участку неба в области небных складок. Зубы и губы сжимает, кольцо удерживает в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

3. Положение языка и резинового кольца то же. Зубы сомкнуты. Больного обучают проглатыванию слюны с несомкнутыми губами. Упражнение выполняют 3 раза в день по 10 мин.

4. Цоканье языком — подражание звуку ударов копыт лошади. Выполняют 50—60 раз.

После освоения этих упражнений приступают к тренировке мышц среднего участка языка.

Упражнения для мышц среднего участка языка. Наязык накладывают два резиновых кольца: одно на кончик, другое на середину. Ребенок поднимает язык вверх и прижимает к своду неба, зубы сжимает, губы смыкает не полностью. Не изменяя положения языка, трижды проглатывает слюну. Напряжение жевательных мышц можно проконтролировать пальпацией, приложив пальцы к щекам. При неправильном глотании жевательные мышцы не напрягаются.

Упражнения для мышц заднего участка языка:

1) зевание;

2) полоскание горла водой, что способствует расслаблению мышц и их массажу.

Нормализация функции мышц языка предупреждает развитие зубочелюстных аномалий и способствует устойчивости достигнутых результатов лечения.

В сочетании с лечебной гимнастикой применяют массаж. Посредством массажа области альвеолярного отростка и неправильно расположенных зубов можно установить их в зубном ряду при наличии соответствующего места. Регулярный массаж свода неба и давление на альвеолярный отросток и боковые зубы большими пальцами рук способствуют росту верхней челюсти, расширению ее зубного ряда и апикального базиса. Массаж альвеолярного отростка в области ретенированных зубов стимулирует их прорезывание.

Массаж губ.

1. Вытягивают нижнюю губу и охватывают ею верхнюю.

2. Оттягивают нижнюю губу книзу так, чтобы получился хлопающий звук. Упражнение выполняют 3 раза в день, повторяя его 20—25 раз.

3. Оттягивают верхнюю губу.

После освоения упражнений для губ громко произносят слова, содержащие звук «с», особенно при нечетком произношении шипящих звуков речи. Слова повторяют 10 раз в день. Массаж лица, шеи, груди в сочетании с лечебной гимнастикой облегчает исправление положения головы и осанки.

Ортодонтическое лечение нередко сочетают с физиотерапевтическим. Перемещение зубов облегчается после вакуумтерапии (В. И. Кулаженко, Э. И. Пушкарь и др.).

stomatologist.org

Notice: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/www-root/data/www/tdayurveda.ru/wp-content/plugins/wpdiscuz/class.WpdiscuzCore.php on line 942 Notice: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/www-root/data/www/tdayurveda.ru/wp-content/plugins/wpdiscuz/class.WpdiscuzCore.php on line 975

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Notice: ob_end_flush(): failed to delete and flush buffer. No buffer to delete or flush in /var/www/www-root/data/www/tdayurveda.ru/adv.php on line 309