На небе — празелень, и месяца осколок… — Блок. Полный текст стихотворения — На небе — празелень, и месяца осколок…
Литература
Каталог стихотворений
Александр Блок — стихи
Александр Блок
На небе — празелень, и месяца осколок…
На небе — празелень, и месяца осколок
Омыт, в лазури спит, и ветер, чуть дыша,
Проходит, и весна, и лед последний колок,
И в сонный входит вихрь смятенная душа…
Что? месяца нежней, что? зорь закатных выше?
Знай про себя, молчи, друзьям не говори:
В последнем этаже, там, под высокой крышей,
Окно, горящее не от одной зари…24 марта 1914
1914 г.
О весне
Короткие
Стихи Александра Блока – О весне
Стихи Александра Блока – Короткие
Другие стихи этого автора
О, я хочу безумно жить…
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
О жизни
На поле Куликовом
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
О войне
Когда ты загнан и забит…
Когда ты загнан и забит
Людьми, заботой иль тоскою;
О любви
Ты помнишь? В нашей бухте сонной…
Ты помнишь? В нашей бухте сонной
Спала зеленая вода,
О жизни
Когда мы встретились с тобой…
Когда мы встретились с тобой,
Я был больной, с душою ржавой.
О жизни
Я медленно сходил с ума…
Я медленно сходил с ума
У двери той, которой жажду.
О любви
Как читать
Публикация
Как читать пьесу Александра Островского «Гроза»
История создания, ключевые образы и основные мотивы драмы
Публикация
Как читать «Преступление и наказание» Достоевского
Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика
Публикация
Как читать «Белую гвардию» Булгакова
Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света
Публикация
Как читать «Очарованного странника» Лескова
Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь
Публикация
Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих
Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы
Публикация
Как читать «Лето Господне» Шмелева
Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы
Публикация
Как читать «Двенадцать» Блока
На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме
Публикация
Как читать «Темные аллеи» Бунина
На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина
Публикация
Как читать «Гранатовый браслет» Куприна
Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника
Публикация
Как читать «Доктора Живаго» Пастернака
Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака
«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
- О проекте
- Открытые данные
© 2013–2023, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
- E-mail: [email protected]
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
Почему Бог на небе, а мы на земле?
Небо — универсальный символ божественной реальности во многих религиозных системах. Причины этого достаточно очевидны: солнце дает свет и тепло, небо находится выше всего и недоступно для человека, небо поражает красотой и стройностью движения светил — все эти свойства ассоциируются с божественным миром. Хотя для религий авраамической традиции — иудаизма, христианства, ислама, — а также, например, для индуизма и зороастризма, вопрос о местопребывании Божества лишен смысла, поскольку Бог вездесущ. Представление о вездесущности Бога нашло интересное отражение в дискуссиях о природе пространства в эпоху становления физики Нового времени, о чем будет сказано ниже.
Впрочем, в Библии и Коране «небо» действительно нередко выступает в роли символа высшей реальности и противопоставляется «земле» — миру людей. Весьма вероятно, что в ранних религиозных системах такое разделение понималось буквально, то есть видимое нами небо действительно считали местом пребывания богов. Так, в верованиях древней Месопотамии, которые нашли свое отражение и в Библии, весь мир подразделялся на три уровня — земной, подземный и небесный. Люди населяли земной мир, в подземный мир отправлялись души умерших, а небо было уделом богов. Однако боги обитали не только на небе, но и на других «этажах». Земля ассоциировалась с богиней Ки; ее брак с небесным богом Ану дал начало обширному пантеону, насчитывавшему более 3600 богов (имен которых мы, по понятным причинам, не называем).
Буквальная ассоциация неба с высшими силами существенно повлияла на развитие древнегреческой астрономии. Пифагор и вслед за ним Платон и Аристотель усматривали в видимой неизменности движения светил признак божественности. Именно поэтому Платон был убежден, что светила обязаны двигаться по круговым орбитам, ведь круг — самая совершенная из фигур. Кроме того, законы надлунного мира считались принципиально иными, нежели законы мира подлунного. Например, в подлунном мире любое движение рано или поздно прекращалось, а круговое движение светил могло продолжаться вечно.
Переход к монотеизму в религии древних евреев упразднил сложную иерархию шумерского пантеона. Евреи верили в Единого Бога Яхве как во владыку всего мира вообще, называя Его «Бог неба и Бог земли» (этот титул неоднократно используется в Книге Бытия). Подземный мир «лишился» населявших его темных богов, а участь отходящих в него душ перестала быть столь мрачной, как в мифологии Месопотамии: в яхвистской пророческой традиции развивались представления о будущем воскресении мертвых и новой вечной жизни в Царстве Бога, которое принесет на землю Мессия. Для христиан Мессия — это Иисус Христос, одновременно истинный Бог и истинный Человек. Он соединяет разобщенные земной и небесный миры и приносит на землю Царство Божье, которое в Новом Завете называется также Царством Небесным.
В философии Нового времени представление о «небесном» трансформируется в понятия трансцендентного, трансэмпирического. Отныне, как пишет историк науки Пиама Гайденко: «Трансцендентный Бог, по убеждению протестантских богословов, есть исключительно предмет веры, а не знания», — и вопрос о Его бытии выводится из круга естественных наук. И все-таки философские и теологические предпосылки не перестают играть свою роль в научном поиске. Так, символическое понимание «неба» и «Царства Небесного» не вполне упразднило вопрос о местопребывании Бога. Одна из известнейших заочных дискуссий по этому поводу разгорелась в XVII в.
Исаак Ньютон, подобно атомистам, допускал существование пространства, независимого от материи — но вместе с тем не считал его абсолютно пустым: бесконечная Вселенная наполнена столь же бесконечным Божественным присутствием (которое, впрочем, не мыслилось им как нечто материальное). Это присутствие обеспечивало всеобщую систему отсчета времени и универсальную систему координат, которая позволяла отличить относительное движение от абсолютного в отсутствие каких-либо ориентиров. Для атомистов, как и для создателя прямоугольной системы координат Декарта, это не имело смысла: они признавали только относительное движение, понимаемое как изменение взаимного положения тел. Идеи Ньютона об абсолютном пространстве, времени и движении доминировали в физике вплоть до XX в., когда они были радикально пересмотрены Альбертом Эйнштейном. Однако Ли Смолин, один из ведущих физиков современности, полагает, что точка в этом споре еще не поставлена. Не исключено, что космология и квантовая физика еще «вернут» абсолютное время в систему мироздания.
Ответил Антон Морковин. Иллюстрация Мины Милк.
In-The-Sky.org
Быстрые ссылки: Планетарий | Путеводитель по ночному небу | Прогноз погоды | Поиск объекта | Каталоги объектов | Оррери | Вселенная в 3D | Сделать планисферу
Созвездия Подробнее »
Дева Девственница; в греческой мифологии богиня правосудия. | |
Корвус Ворона; в греческой мифологии посланный Аполлоном на поиски воды. | |
Гончие трости охотничьи собаки; введен Иоганном Гевелием в 1687 году и, как говорят, принадлежал пастуху Волопасу. | |
Кратер Кубок; в греческой мифологии, схваченный вороной Кратер в поисках воды. | |
Кома Береники Волосы королевы Египта Береники; введено как созвездие Вопелем в 1536 году. | |
Астрономические карты
Онлайн-планетарий, показывающий звезды, планеты и туманности ночного неба
3D-планетарий онлайн, который можно вращать и масштабировать
Живая карта местонахождения спутников и их появления на ночном небе
Трехмерная карта Вселенной, показывающая ближайшие к Солнцу звезды, скопления и галактики
Карты движения планет в ночное время небо
Карта мира, показывающая, где сейчас день, ночь или сумерки
Астрономические прогнозы погоды, доступные для любого места
Путеводители по астрономии
Сделайте свою собственную картонную планисферу
Статьи с сайта In-The-Sky.org
Карта созвездий
Трехмерный вид Земли в космосе
Сделай свою картонную астролябию
Эфемериды
Список того, что находится на небе в любую3 ночь 9000
Таблицы времени восхода и захода Солнца, начала и окончания сумерек.
Таблицы времени восхода и захода Солнца и планет
Таблицы положения, времени восхода и захода астрономических объектов
Карты, показывающие изменение положения галилеевых спутников Юпитера.
Последние твиты
Твиты от в небе
Поделиться
Подписаться
Подпишитесь на @intheskyorg
Объекты в вашем небе: Планеты
Объекты в вашем небе: Планеты
Доминик Форд
Луне 19 дней, она убывающая, выпуклая и приближается к последней четверти. Однако из Боулдера он виден вскоре после восхода, в 22:35, и незадолго до заката в 08:19. |
Меркурий виден как вечерний объект, недавно прошедший наибольшую элонгацию на восток. |
Венера появляется в вечернем небе, приближаясь к востоку наибольшей элонгации. Из Боулдера он станет виден около 19:49 (MDT), 31° над вашим западным горизонтом, когда сумерки сменятся тьмой. Затем он опустится к горизонту, заходя через 3 часа 15 минут после Солнца в 22:47. |
Марс в настоящее время является ранним вечерним объектом, теперь уходящим в вечерние сумерки. |
Юпитер скоро пройдет за Солнцем в солнечном соединении. Из Боулдера его нелегко наблюдать, так как он находится очень близко к Солнцу, на расстоянии всего 2 ° от него. |
Сатурн недавно прошел за Солнцем в солнечном соединении. Из Боулдера он не заметен — днём достигает высшей точки на небе, а на рассвете находится не выше 10° над горизонтом. |