На небе: Ресторан Chalet На Небе, Ташкент — фото ресторана

На небе — празелень, и месяца осколок… — Блок. Полный текст стихотворения — На небе — празелень, и месяца осколок…

Литература

Каталог стихотворений

Александр Блок — стихи

Александр Блок

На небе — празелень, и месяца осколок…

На небе — празелень, и месяца осколок
Омыт, в лазури спит, и ветер, чуть дыша,
Проходит, и весна, и лед последний колок,
И в сонный входит вихрь смятенная душа…
Что? месяца нежней, что? зорь закатных выше?
Знай про себя, молчи, друзьям не говори:
В последнем этаже, там, под высокой крышей,
Окно, горящее не от одной зари…24 марта 1914

1914 г.

О весне

Короткие

Стихи Александра Блока – О весне

Стихи Александра Блока – Короткие

Другие стихи этого автора

О, я хочу безумно жить…

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее — увековечить,

О жизни

На поле Куликовом

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

О войне

Когда ты загнан и забит…

Когда ты загнан и забит

Людьми, заботой иль тоскою;

О любви

Ты помнишь? В нашей бухте сонной…

Ты помнишь? В нашей бухте сонной

Спала зеленая вода,

О жизни

Когда мы встретились с тобой…

Когда мы встретились с тобой,

Я был больной, с душою ржавой.

О жизни

Я медленно сходил с ума…

Я медленно сходил с ума

У двери той, которой жажду.

О любви

Как читать

Публикация

Как читать пьесу Александра Островского «Гроза»

История создания, ключевые образы и основные мотивы драмы

Публикация

Как читать «Преступление и наказание» Достоевского

Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика

Публикация

Как читать «Белую гвардию» Булгакова

Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света

Публикация

Как читать «Очарованного странника» Лескова

Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь

Публикация

Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих

Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы

Публикация

Как читать «Лето Господне» Шмелева

Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы

Публикация

Как читать «Двенадцать» Блока

На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме

Публикация

Как читать «Темные аллеи» Бунина

На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина

Публикация

Как читать «Гранатовый браслет» Куприна

Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника

Публикация

Как читать «Доктора Живаго» Пастернака

Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака

«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

  • О проекте
  • Открытые данные

© 2013–2023, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

Материалы

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

Почему Бог на небе, а мы на земле?

Небо — универсальный символ божественной реальности во многих религиозных системах. Причины этого достаточно очевидны: солнце дает свет и тепло, небо находится выше всего и недоступно для человека, небо поражает красотой и стройностью движения светил — все эти свойства ассоциируются с божественным миром. Хотя для религий авраамической традиции — иудаизма, христианства, ислама, — а также, например, для индуизма и зороастризма, вопрос о местопребывании Божества лишен смысла, поскольку Бог вездесущ. Представление о вездесущности Бога нашло интересное отражение в дискуссиях о природе пространства в эпоху становления физики Нового времени, о чем будет сказано ниже.

Впрочем, в Библии и Коране «небо» действительно нередко выступает в роли символа высшей реальности и противопоставляется «земле» — миру людей. Весьма вероятно, что в ранних религиозных системах такое разделение понималось буквально, то есть видимое нами небо действительно считали местом пребывания богов. Так, в верованиях древней Месопотамии, которые нашли свое отражение и в Библии, весь мир подразделялся на три уровня — земной, подземный и небесный. Люди населяли земной мир, в подземный мир отправлялись души умерших, а небо было уделом богов. Однако боги обитали не только на небе, но и на других «этажах». Земля ассоциировалась с богиней Ки; ее брак с небесным богом Ану дал начало обширному пантеону, насчитывавшему более 3600 богов (имен которых мы, по понятным причинам, не называем).

Подземным миром «заведовала» богиня Эрешкигаль, она присматривала за тенями, влачившими жалкое полусуществование в Иркалла — вавилонском аналоге Аида (подземного мира в древнегреческой мифологии). Наряду с почитанием высших богов существовало и множество местных культов. Каждый город имел своего бога-покровителя, и его местопребывание ассоциировалось с конкретным алтарем. Сходные представления были свойственны и другим политеистическим религиям, которые вполне отвечали принципу Фалеса Милетского — «всё полно богов».

Буквальная ассоциация неба с высшими силами существенно повлияла на развитие древнегреческой астрономии. Пифагор и вслед за ним Платон и Аристотель усматривали в видимой неизменности движения светил признак божественности. Именно поэтому Платон был убежден, что светила обязаны двигаться по круговым орбитам, ведь круг — самая совершенная из фигур. Кроме того, законы надлунного мира считались принципиально иными, нежели законы мира подлунного. Например, в подлунном мире любое движение рано или поздно прекращалось, а круговое движение светил могло продолжаться вечно.

Такое противопоставление нашло законченное выражение в трудах Аристотеля и сохранялось вплоть до научной революции Коперника, Галилея и Кеплера — хотя в христианской среде звезды и планеты, понятное дело, уже не считались божествами.

Переход к монотеизму в религии древних евреев упразднил сложную иерархию шумерского пантеона. Евреи верили в Единого Бога Яхве как во владыку всего мира вообще, называя Его «Бог неба и Бог земли» (этот титул неоднократно используется в Книге Бытия). Подземный мир «лишился» населявших его темных богов, а участь отходящих в него душ перестала быть столь мрачной, как в мифологии Месопотамии: в яхвистской пророческой традиции развивались представления о будущем воскресении мертвых и новой вечной жизни в Царстве Бога, которое принесет на землю Мессия. Для христиан Мессия — это Иисус Христос, одновременно истинный Бог и истинный Человек. Он соединяет разобщенные земной и небесный миры и приносит на землю Царство Божье, которое в Новом Завете называется также Царством Небесным.

Здесь, как зачастую и в ветхозаветных книгах, эпитет «небесный» служит символом духовной реальности, а не указанием на физическое местоположение. Царство Небесное для христианина — это пространство отношений любви между людьми и Богом, которое начинается уже в этой жизни и будет в полной мере раскрыто после Второго Пришествия Христа, когда земной мир полностью преобразится.

В философии Нового времени представление о «небесном» трансформируется в понятия трансцендентного, трансэмпирического. Отныне, как пишет историк науки Пиама Гайденко: «Трансцендентный Бог, по убеждению протестантских богословов, есть исключительно предмет веры, а не знания», — и вопрос о Его бытии выводится из круга естественных наук. И все-таки философские и теологические предпосылки не перестают играть свою роль в научном поиске. Так, символическое понимание «неба» и «Царства Небесного» не вполне упразднило вопрос о местопребывании Бога. Одна из известнейших заочных дискуссий по этому поводу разгорелась в XVII в.

между Ньютоном, Декартом и Гассенди, стоявшими у истоков физики Нового времени. Все они, будучи христианами, признавали вездесущность Бога, но что именно понимать под вездесущностью? Пьер Гассенди — создатель христианской версии атомизма — считал, что Бог обладает особым тонкоматериальным телом, которое, как и все остальное, состоит из атомов. Атомы перемещаются в пустом пространстве, и их движения и комбинации порождают все явления мира. Но для Рене Декарта, как и для Аристотеля, понятие пустого пространства было неприемлемо: материя и пространство, согласно Декарту, тождественны друг другу, а Бог — трансцендентен материальному миру, и поэтому у Него вообще нет какого-либо местоположения в физическом пространстве. «Бог присутствует повсюду с точки зрения своего могущества, а с точки зрения своей сущности не имеет совершенно никакого отношения к месту», — писал Декарт в письме к Генри Мору.

Исаак Ньютон, подобно атомистам, допускал существование пространства, независимого от материи — но вместе с тем не считал его абсолютно пустым: бесконечная Вселенная наполнена столь же бесконечным Божественным присутствием (которое, впрочем, не мыслилось им как нечто материальное). Это присутствие обеспечивало всеобщую систему отсчета времени и универсальную систему координат, которая позволяла отличить относительное движение от абсолютного в отсутствие каких-либо ориентиров. Для атомистов, как и для создателя прямоугольной системы координат Декарта, это не имело смысла: они признавали только относительное движение, понимаемое как изменение взаимного положения тел. Идеи Ньютона об абсолютном пространстве, времени и движении доминировали в физике вплоть до XX в., когда они были радикально пересмотрены Альбертом Эйнштейном. Однако Ли Смолин, один из ведущих физиков современности, полагает, что точка в этом споре еще не поставлена. Не исключено, что космология и квантовая физика еще «вернут» абсолютное время в систему мироздания.

Ответил Антон Морковин. Иллюстрация Мины Милк.

In-The-Sky.org

Быстрые ссылки: Планетарий | Путеводитель по ночному небу | Прогноз погоды | Поиск объекта | Каталоги объектов | Оррери | Вселенная в 3D | Сделать планисферу

Созвездия Подробнее »

Дева

Девственница; в греческой мифологии богиня правосудия.

Корвус

Ворона; в греческой мифологии посланный Аполлоном на поиски воды.

Гончие трости

охотничьи собаки; введен Иоганном Гевелием в 1687 году и, как говорят, принадлежал пастуху Волопасу.

Кратер

Кубок; в греческой мифологии, схваченный вороной Кратер в поисках воды.

Кома Береники

Волосы королевы Египта Береники; введено как созвездие Вопелем в 1536 году.

Астрономические карты

Онлайн-планетарий, показывающий звезды, планеты и туманности ночного неба

3D-планетарий онлайн, который можно вращать и масштабировать

Живая карта местонахождения спутников и их появления на ночном небе

Трехмерная карта Вселенной, показывающая ближайшие к Солнцу звезды, скопления и галактики

Карты движения планет в ночное время небо

Карта мира, показывающая, где сейчас день, ночь или сумерки

Астрономические прогнозы погоды, доступные для любого места

Путеводители по астрономии

Сделайте свою собственную картонную планисферу

Статьи с сайта In-The-Sky.org

Карта созвездий

Трехмерный вид Земли в космосе

Сделай свою картонную астролябию

Эфемериды

Список того, что находится на небе в любую3 ночь 9000

Таблицы времени восхода и захода Солнца, начала и окончания сумерек.

Таблицы времени восхода и захода Солнца и планет

Таблицы положения, времени восхода и захода астрономических объектов

Карты, показывающие изменение положения галилеевых спутников Юпитера.

Последние твиты

Твиты от в небе

Поделиться

Подписаться

Подпишитесь на @intheskyorg

Объекты в вашем небе: Планеты

Объекты в вашем небе: Планеты

Доминик Форд

Луне 19 дней, она убывающая, выпуклая и приближается к последней четверти. Однако из Боулдера он виден вскоре после восхода, в 22:35, и незадолго до заката в 08:19.

Меркурий виден как вечерний объект, недавно прошедший наибольшую элонгацию на восток. Из Боулдера он станет виден около 19:56 (MDT), на 12° над западным горизонтом, когда сумерки сменятся тьмой. Затем он опустится к горизонту, заходя через 1 час 36 минут после Солнца в 21:08.

Венера появляется в вечернем небе, приближаясь к востоку наибольшей элонгации. Из Боулдера он станет виден около 19:49 (MDT), 31° над вашим западным горизонтом, когда сумерки сменятся тьмой. Затем он опустится к горизонту, заходя через 3 часа 15 минут после Солнца в 22:47.

Марс в настоящее время является ранним вечерним объектом, теперь уходящим в вечерние сумерки. Из Боулдера он станет виден около 20:12 (MDT), 62° над юго-западным горизонтом, когда сумерки сменятся тьмой. Затем он опустится к горизонту, заходя в 01:57.

Юпитер скоро пройдет за Солнцем в солнечном соединении. Из Боулдера его нелегко наблюдать, так как он находится очень близко к Солнцу, на расстоянии всего 2 ° от него.

Сатурн недавно прошел за Солнцем в солнечном соединении. Из Боулдера он не заметен — днём достигает высшей точки на небе, а на рассвете находится не выше 10° над горизонтом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *