Сожжение книг | Энциклопедия Холокоста
- Цитировать
- Делиться
- Распечатать
Введение
Сжигание книг имеет долгую и темную историю.
Сжигание книг относится к ритуальному уничтожению огнем книг или других письменных материалов. Сжигание книг, обычно проводимое в публичном контексте, представляет собой элемент цензуры и обычно происходит из-за культурной, религиозной или политической оппозиции рассматриваемым материалам.
Сожжение книг нацистским режимом 10 мая 1933 года, пожалуй, самое известное сожжение книг в истории.
Прецедент девятнадцатого века
Сожжение книг в нацистской Германии в мае 1933 года имело прецедент в Германии девятнадцатого века.
«Синхронизация» культуры с нацистской идеологией
В 1933 году власти нацистской Германии стремились синхронизировать профессиональные и культурные организации с нацистской идеологией и политикой ( Gleichschaltung ). Йозеф Геббельс, нацистский министр народного просвещения и пропаганды, начал попытки привести немецкое искусство и культуру в соответствие с целями нацистов. Правительство произвело чистку культурных организаций от еврейских и других должностных лиц, предположительно политически подозрительных или исполнявших или создававших произведения искусства, которые нацистские идеологи называли «дегенеративными».
Стремясь синхронизировать литературное сообщество, Геббельс имел сильного союзника в Национал-социалистической ассоциации немецких студентов ( Nationalsozialistischer Deutscher Studentenbund, или NSDStB). Студенты немецких университетов были в авангарде раннего нацистского движения, и в конце 1920-х годов многие из них пополнили ряды различных нацистских формирований. Ультранационализм и антисемитизм светских студенческих организаций среднего класса были интенсивными и громкими на протяжении десятилетий. После Первой мировой войны многие студенты выступили против Веймарской республики (1919–1933) и нашли в национал-социализме подходящее средство для выражения своего политического недовольства и враждебности.

8 апреля студенческая ассоциация также подготовила свои двенадцать «тезисов» — преднамеренное воспоминание о «95 тезисах» Мартина Лютера: декларациях, в которых описывались основы «чистого» национального языка и культуры. Плакаты рекламировали тезисы, которые нападали на «еврейский интеллектуализм», утверждали необходимость «очищения» немецкого языка и литературы и требовали, чтобы университеты были центрами немецкого национализма. Студенты охарактеризовали эту «акцию» как ответ на всемирную еврейскую «кампанию очернения» Германии и подтверждение традиционных немецких ценностей.
[заголовок=3a6b4ac4-8377-4a28-af45-b5d1646c9d9a] — [кредит=3a6b4ac4-8377-4a28-af45-b5d1646c9d9a]
Символическим актом зловещего значения 10 мая 1933 года студенты университета сожгли более 25 000 томов «ненемецких» книг, предвещая эпоху государственной цензуры и контроля над культурой. Вечером 10 мая в большинстве университетских городов правые студенты устроили факельные марши «против антигерманского духа». Ритуалы по сценарию призывали высокопоставленных нацистских чиновников, профессоров, ректоров университетов и студенческих лидеров обращаться к участникам и зрителям.
На местах встреч студенты бросали украденные и «ненужные» книги в костры с большой церемонией, игрой оркестра и так называемыми «огненными клятвами». В Берлине около 40 000 человек собрались на Оперной площади, чтобы послушать пламенную речь Йозефа Геббельса: «Нет упадку и моральному разложению!» Геббельс повелел толпе. «Да порядочности и нравственности в семье и государстве! Я предаю огню сочинения Генриха Манна, Эрнста Глезера, Эриха Кестнера».
Какие авторы и произведения были атакованы?
Среди авторов, чьи книги студенческие лидеры сожгли в ту ночь, были такие известные социалисты, как Бертольт Брехт и Август Бебель; основоположник концепции коммунизма Карл Маркс; критически настроенные «буржуазные» писатели, такие как австрийский драматург Артур Шницлер; и «развращающие иностранные влияния», в том числе американский писатель Эрнест Хемингуэй.
Пожар также поглотил несколько произведений немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии 1929 года Томаса Манна, чья поддержка Веймарской республики и критика фашизма вызвали гнев нацистов. Также были сожжены произведения автора международных бестселлеров Эриха Марии Ремарка. Нацистские идеологи очерняли ремарковское непоколебимое описание войны, На Западном фронте без перемен , как «литературное предательство солдат мировой войны». Также были сожжены произведения ранних немецких литературных критиков нацистского режима, например, Эриха Кестнера, Генриха Манна и Эрнста Глезера.
Другими писателями, включенными в черный список, были американские писатели Джек Лондон, Теодор Драйзер и Хелен Келлер, чья вера в социальную справедливость побуждала ее защищать инвалидов, пацифизм, улучшение условий для промышленных рабочих и избирательные права женщин.
Среди писателей, произведения которых были сожжены, числилось еврейских авторов, в том числе некоторые из самых известных современных писателей того времени, такие как Франц Верфель, Макс Брод и Стефан Цвейг.
Среди сожженных произведений были и сочинения любимого немецко-еврейского поэта девятнадцатого века Генриха Гейне, написавшего в своей пьесе 1820–1821 годов « Almansor » знаменитое наставление: « Dort, wo man Bücher verbrennt, verbrennt man am Ende auch Menschen «: «Там, где сжигают книги, в конечном итоге будут жечь и людей.»
Не все книги были сожжены 10 мая, как планировала Немецкая студенческая ассоциация. Некоторые из них были отложены на несколько дней из-за дождя. Другие, в зависимости от предпочтений местного отделения, проходили 21 июня, в день летнего солнцестояния, традиционную дату празднования костров в Германии.
Тем не менее, в 34 университетских городках Германии 10 мая «Акция против негерманского духа» имела успех и получила широкое освещение в газетах. В некоторых городах, особенно в Берлине, радиопередачи доносили речи, песни и церемониальные песнопения «вживую» до бесчисленного количества немецких слушателей. Продвижение «арийской» культуры и подавление других форм художественного творчества было еще одной попыткой нацистов «очистить» Германию.
Почему тоталитарные режимы часто нападают на культуру?
В этом короткометражном фильме человек, переживший Холокост, иранский писатель, американский литературный критик и два музейных историка обсуждают сжигание книг нацистами и то, почему тоталитарные режимы часто преследуют культуру, особенно литературу.
Автор(ы): Мемориальный музей Холокоста США, Вашингтон, округ Колумбия
451 по Фаренгейту Часть I: Очаг и Саламандра, Раздел 5. Сводка и анализ
Сводка
Капитан Битти приходит проверить Монтэга и говорит, что, по его предположению, Монтэг в тот день заболеет. Он рассказывает Монтэгу, что каждый пожарный рано или поздно сталкивается с «проблемой», с которой он столкнулся, и рассказывает ему историю своей профессии. Монолог Битти граничит с истерикой, а его склонность перескакивать с одного на другое, не объясняя связи, делает его историю очень трудной для понимания. Частично дело в том, что фотография, кино и телевидение позволили представить информацию в быстро усваиваемой визуальной форме, что сделало более медленную, более рефлексивную практику чтения книг менее популярной. Еще одна ветвь его аргумента заключается в том, что распространение грамотности и гигантский рост количества публикуемых материалов создали необходимость в том, чтобы книги были больше похожи друг на друга и их было легче читать (например, сокращенные книги «Ридерз дайджест»). Наконец, Битти говорит, что «меньшинства» и группы с особыми интересами находили в книгах так много неприемлемого, что люди в конце концов отказались от дебатов и начали сжигать книги.
Внимание Милдред рассеивается, пока Битти говорит, она встает и начинает рассеянно приводить комнату в порядок. При этом она находит книгу за подушкой Монтэга и пытается привлечь к ней внимание, но Монтэг кричит ей, чтобы она села. Битти делает вид, что не замечает, и продолжает говорить. Он объясняет, что в конечном итоге потребность публики в бесспорных, легких удовольствиях привела к тому, что печатная продукция была разбавлена до такой степени, что остались только комиксы, торговые журналы и секс-журналы. Битти объясняет, что после того, как все дома были защищены от огня, работа пожарных изменилась с прежней задачи по предотвращению пожаров на новую миссию по сжиганию книг, что могло позволить одному человеку превзойти других в интеллектуальном, духовном и практическом плане и, таким образом, заставить всех остальных чувствовать себя хуже. . Монтэг спрашивает, как могла существовать такая женщина, как Кларисса, и Битти говорит, что пожарные следили за ее семьей, потому что они работали против школьной системы гомогенизации. Битти сообщает, что у него годами хранился файл о странном поведении Макклелланов, и говорит, что Клариссе лучше умереть.
Битти убеждает Монтэга не забывать, насколько важны он и его товарищи-пожарные для счастья всего мира. Он говорит ему, что каждый пожарный рано или поздно начинает интересоваться книгами; поскольку он читал некоторые из них сам, он может утверждать, что они бесполезны и противоречивы. Монтэг спрашивает, что произойдет, если пожарный случайно заберет с собой книгу домой, и Битти говорит, что ему будет разрешено хранить ее в течение двадцати четырех или сорока восьми часов, но что другие пожарные придут, чтобы сжечь ее, если он еще не сделал этого сам. Битти встает, чтобы уйти, и спрашивает, выйдет ли Монтэг на работу позже. Монтэг говорит ему, что может, но втайне решает больше никогда туда не ходить.
После того, как Битти уходит, Монтэг говорит Милдред, что больше не хочет работать в пожарной части, и показывает ей секретный запас примерно двадцати книг, которые он прятал в вентиляторе. В панике она пытается их сжечь, но он ее останавливает. Он хочет взглянуть на них хотя бы раз, и ему нужна ее помощь. Он ищет причину своего несчастья в книгах, которые, по-видимому, некоторое время воровал. Милдред их боится, но Монтэг полон решимости привлечь ее к своим поискам и просит у нее сорок восемь часов поддержки, чтобы просмотреть книги в надежде найти что-то ценное, чем они смогут поделиться с другими. Кто-то подходит к двери, но они не отвечают, и он уходит. (Позже выясняется, что вторым посетителем была Механическая гончая.) Монтэг берет копию Путешествия Гулливера и начинает читать.
Анализ
Мы все должны быть одинаковыми. Не все рождаются свободными и равными, как гласит конституция, а все становятся равными. . . . Книга — это заряженное ружье в соседнем доме. Сожги это.
См. объяснение важных цитат
В своем объяснении истории сжигания книг Битти приравнивает глубокие размышления к печали, которую он отвергает как категорически зло. Непосредственность удовольствия в этом безкнижном обществе устраняет мысль, а вместе с ней и способность выражать печаль, вот почему такие люди, как Милдред, носят с собой огромное количество подавляемой боли. По словам Битти, массовая цензура началась с того, что различные группы с особыми интересами и меньшинства протестовали против материалов, которые они считали оскорбительными, а также с сокращения внимания широких масс. В результате книги и идеи уплотнялись все больше и больше, пока не превратились в не более чем серию звуковых фрагментов; в конечном итоге они были полностью устранены в пользу других, более поверхностных, сенсорно-стимулирующих средств. Массовое производство требовало единообразия и эффективно устраняло различия, которые когда-то встречались в книгах.
Узнайте больше о том, почему правительство запретило книги в по Фаренгейту 451 .
Поразительным моментом объяснения Битти является то, что цензура началась с народа, а не правительства (хотя правительство вмешалось позже в соответствии с пожеланиями народа). Большинство людей перестали читать книги задолго до того, как их сожгли. Важно отметить, что все описание Битти истории пожарных имеет странно амбивалентный тон.
Узнайте больше о роли Битти как антагониста.
В мире поверхностных гедонистов, в котором живут Битти и Монтэг, все стремятся быть одинаковыми, а «интеллектуальный» — ругательство. Высшие умы преследуются до тех пор, пока они не станут вровень со всеми остальными. Люди, которые не рождаются равными, становятся равными. Похороны исключаются, потому что они являются источником несчастья, смерть забывается, как только она происходит, а тела бесцеремонно сжигаются. В этом обществе книги столь же болезненны, как трупы, потому что они содержат мертвые мысли мертвых авторов. Это общество боготворит огонь, олицетворяющий легкую чистоту разрушения.