Стоматологические критерии оценки биологического возраста детей и подростков
Необходимость периодического изучения закономерностей роста и развития детей и подростков определяется изменениями растущего детского организма и его сложным взаимодействием с социальными и биологическими факторами [1, 5].
Для оценки биологического возраста детей и подростков традиционно используют длину, массу тела и окружность грудной клетки, зубную зрелость, половую зрелость, которые сопряжены с уровнем биологической зрелости организма ребенка [2].
При оценке изучаемых показателей с позиций их информационной значимости как критериев биологического возраста установлена статистически сильная прямая связь уровня биологического развития с признаками полового созревания и связь средней степени — с числом прорезавшихся постоянных зубов, что характеризует их как ведущие информационные критерии у детей школьного возраста. Необходимость учета биологического возраста при оценке физического развития диктуется тем, что выявление детей с крайними вариантами развития способствует ранней диагностике заболеваний и состояний «предболезни» [3].
Для определения биологического возраста оценивают каждый критерий, затем суммируют результаты и относят школьника к одной из 3 групп: биологический возраст отстает от паспортного, соответствует ему или опережает его. Смена молочных зубов на постоянные (2-я дентиция) характеризует биологическое развитие организма мальчиков в возрасте от 6 до 13 лет, а девочек — от 5 до 13 лет. Прорезывание передних и боковых групп зубов (первые моляры, центральные резцы, боковые резцы и т.д.) происходит в разном возрасте, наблюдается определенная последовательность прорезывания. Зубы нижней челюсти (НЧ) развиваются несколько раньше, чем верхней челюсти (ВЧ) [4]. Отклонения от нормы сроков прорезывания зубов свидетельствуют об отклонениях в развитии не только зубочелюстной системы, но и организма в целом.
Цель исследования — проанализировать уровень биологической зрелости организма у школьников Нижнего Новгорода с учетом стоматологических критериев биологического возраста.
Материал и методы
Биологический возраст и физическое развитие школьников оценивали генерализирующим методом.
В 2012 г. обследованы 2057 школьников в возрасте от 7 до 17 лет (950 мальчиков и 1107 девочек), обучающихся в 7 общеобразовательных учреждениях Нижнего Новгорода.
Для сравнительного статистического анализа использовали материалы исследований, проведенных в 1980 г., 1992 г., 2002 г. (13 060 обследованных). При проведении антропометрического обследования применялась унифицированная антропометрическая методика. Программа обследования предусматривала измерение и анализ тотальных размеров тела, физиометрических и соматоскопических показателей, в том числе количества и степени прорезывания постоянных зубов. Показатели физического развития оценивались в соответствии с Методическими указаниями «Оценочные таблицы физического развития школьников Нижнего Новгорода» [4].
Результаты обследования заносили в унифицированную Карту изучения состояния здоровья школьника, содержащую 45 параметров, характеризующих морфофункциональное состояние физического развития.
Формирование и обработка базы данных осуществлялись в СУБД FoxPro v. 6.0. Статистическая обработка и анализ данных проведены с использованием прикладных программ Biostat, Statistica v.6.0. Для решения задач исследования применили методы вариационной статистики, методы оценки достоверности результатов (критерий t-Стьюдента, χ2, непараметрические методы статистического анализа).
Результаты и обсуждение
Первый период интенсивного прорезывания постоянных зубов приходится на возраст 6—7 лет, когда прорезываются первые моляры и центральные резцы на ВЧ и НЧ, а на НЧ — еще и боковые резцы. Во 2-м периоде выраженного прорезывания зубов (у мальчиков — с 11 лет, у девочек — с 10 лет) происходит усиленное развитие клыков, первых и вторых премоляров, а у девочек — и появление второго моляра. Смена зубов у девочек происходит несколько быстрее, чем у мальчиков. У мальчиков интенсивный прирост постоянных зубов приходится на возраст 11—12 лет, у девочек — на 10—12 лет.
У ускоренно созревающих школьников (по уровню биологической зрелости) прорезывание зубов смещено на 1 год в ранний возраст, у отстающих в развитии — на 1 год в старший возраст.
Анализ динамики приоритетных критериев биологического развития школьников Нижнего Новгорода за последние 30 лет (1980—2012) выявил замедление прорезывания постоянных зубов у школьников, что является проявлением децелерации развития современных детей и подростков
От 1980 к 2012 г. среднее число прорезавшихся постоянных зубов у мальчиков и девочек всех возрастных групп снизилось. Следует отметить, что большие различия выявлены в возрастной группе 9—11 лет, в которой число прорезавшихся постоянных зубов снизилось на 1—2.
Изменения отдельных критериев биологического развития определяют динамику физического развития и созревания школьников. Анализ тенденций распределения школьников по уровню биологической зрелости показал, что как в 80-х, 90-х годах, так и в XХI столетии подавляющее большинство школьников имели биологический возраст, соответствующий паспортному (рис. 1).Рисунок 1. Динамика распределения мальчиков (%) по уровню биологического развития за 1980—2012 гг.
Однако по сравнению с 80-ми годами к началу XХI века отмечено снижение доли мальчиков и девочек с опережающим вариантом развития и увеличение доли детей с отставанием биологического возраста от паспортного (рис. 2).Рисунок 2. Динамика распределения девочек (%) по уровню биологического развития за 1980—2012 гг.
В последнее десятилетие обращает на себя внимание обратная тенденция — увеличение доли мальчиков и девочек с уровнем биологической зрелости, опережающим паспортный возраст, и снижение доли детей с отставанием от него.
Проведенный анализ убеждает в высокой информативности и чувствительности показателей развития детей и подростков. Поэтому динамику результатов функциональных, соматометрических исследований с учетом стоматологических критериев оценки биологического возраста предлагается использовать в качестве информационных показателей диагностической системы социально-гигиенического мониторинга как на региональном, так и на федеральном уровне.
схема и сроки выпадения, прорезывания по возрасту (таблица)
У людей бывает два комплекта зубов. Первые зубные единицы – временные. Они появляются после рождения и служат около 5-6 лет. Эти зубы получили название молочные, и для всех родителей их прорезывание является радостным и одновременно неспокойным периодом в развитии ребенка.
Второй комплект – постоянные коренные зубы. Их рост и смена молочных начинается с пятилетнего возраста и иногда длится вплоть до 15 лет. Этот процесс может пройти незаметно или, наоборот, принести существенный дискомфорт.
Процесс смены молочных зубов на коренные дети, как правило, переносят довольно легкоСодержание
- 1. Зачем нужны молочные зубы и чем они отличаются от постоянных?
- 2.
Все ли зубы меняются у ребенка?
- 3. Процесс смены временных зубов
- 3.1. Первые признаки начала смены прикуса
- 3.2. Действия при выпадении зубов
- 4. В каком возрасте меняется прикус и когда выпадает последний временный зуб?
- 5. Схема выпадения
- 6. Возможные сопутствующие проблемы смены прикуса
- 6.1. Преждевременное выпадение зубов
- 6.2. Задержка смены зубов
- 6.3. Акульи зубы
- 6.4. Неприятные симптомы
- 7. Уход за полостью рта в период смены прикуса
- 8. Видео по теме статьи
- 9. Вопросы читателей и ответы эксперта
Зачем нужны молочные зубы и чем они отличаются от постоянных?
Во внутриутробный период у ребенка осуществляется закладка зачатков первых молочных зубов. Они прорезываются после рождения малыша в течение года-двух, когда ребенок находится на грудном вскармливании. Отсюда и такое название – молочные. Затем они сменяются постоянными. Молочные зубы нужны человеку, как и будущие коренные. Они выполняют такие функции, как:
- приобретение навыков жевания пищи;
- развитие речевого аппарата;
- формирование лицевого скелета и прикуса;
- эстетика полости рта.
Основные отличия временных зубов от постоянных сводятся к 3 составляющим:
- Количество. Постоянных зубных единиц у человека 32, молочных – 20. Это объясняется тем, что рот малыша еще маленький и там не поместились бы все моляры. Кроме того, чтобы пить грудное молоко и пережевывать жидкие кашки, детям хватит и 20 зубиков.
- Быстрое разрушение временных зубов. Процесс их выпадения для малыша проходит быстро и безболезненно, чего не скажешь о постоянных.
- Внешний вид. Молочные зубы обладают более тонкой эмалью, большей пульпой, коронкой меньших размеров, широкими каналами и молочным оттенком.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как удаляют молочные зубы детям?
Первые молочные зубы обычно начинают прорезываться в 6-8 месяцев (подробнее в статье: когда у ребенка прорезаются первые молочные зубы?)ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как прорезываются зубы у детей: фото
Для молочных моляров характерна высокая подверженность кариесу. Плюс, они располагаются в ротовой полости вертикально.
Все ли зубы меняются у ребенка?
Как известно, первый комплект зубов состоит из двадцати зубных единиц: восьми резцов, четырех клыков и восьми моляров. Все они заменяются в процессе формирования постоянного прикуса. Остальные 8-12 зубов сразу прорезываются постоянными. К ним относятся жевательные моляры, первыми из которых появляются шестерки в возрасте 6-7 лет.
Процесс смены временных зубов
Смена молочных зубов обычно не сопровождается болевыми или другими неприятными симптомами, как это случается при их прорезывании. Происходит она симметрично и в определенной последовательности.
Начинается процесс с того, что в альвеолах, где находятся корни временных моляров, формируются корни постоянных зубных единиц. Постепенно корни молочных зубов у детей рассасываются, а сам моляр начинает шататься. Когда процесс растворения достигает шейки временного зуба, он выпадает под давлением постоянного коренного моляра, который уже растет ему на смену.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие молочные зубы выпадают первыми у детей?
Первые признаки начала смены прикуса
Активный рост челюсти у детей начинается примерно в пятилетнем возрасте (см. также: таблица роста постоянных зубов у детей). Именно на этот период приходится начало выпадения молочных зубов. У большинства детей такой процесс проходит без существенных изменений в повседневных привычках. Несмотря на это, оставлять без контроля смену моляров не стоит. Понять родителям, что у крохи скоро будут выпадать зубки, помогут некоторые признаки:
- Изменение межзубного расстояния. Так как челюсть увеличивается, то и расстояние между молярами становится шире.
Эти промежутки предусмотрены для появления дополнительных зубов.
- Расшатывание отдельных зубов. Это говорит о скорой смене зубного ряда. Обычно, кроме легкого пошатывания, других симптомов, таких как кровоточивость или болезненность, не наблюдается.
Действия при выпадении зубов
Если развитие костной ткани протекает нормально, то каких-то особых мер в процессе выпадения молочных зубов предпринимать не требуется.
Важно соблюдать правила личной гигиены и обеспечить ротовой полости надлежащий уход по причине образования маленьких ранок, куда может проникать инфекция.
Уход за зубами включает в себя:
- Чистку зубов. Ее нужно осуществлять два раза в день, утром и перед сном.
- Полоскание. Полоскать рот необходимо после каждого приема пищи. Для этого можно использовать специальные растворы (например, Хлоргексидин) или сделать самостоятельно отвары из трав (ромашки, шалфея, коры дуба).
- Применение дополнительных стоматологических приспособлений.
К ним относятся зубная нить или ершики.
Если у ребенка в соответствующем возрасте не наблюдается увеличения межзубных промежутков, то его следует показать врачу. Для новых моляров может быть недостаточно пространства – тогда они будут расти в неположенных местах. Это чревато проблемами с формированием прикуса и другими последствиями.
В каком возрасте меняется прикус и когда выпадает последний временный зуб?
Молочные зубы у детей начинают выпадать в возрасте 5 лет, когда происходит активный рост челюсти, необходимый для формирования постоянного прикуса. Сам процесс выпадения всех временных моляров растягивается на 5-9 лет и зависит от:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: последовательность роста всех зубов у детей
- рациона ребенка;
- качества и состава питьевой воды, которую потребляет малыш;
- наследственности и генотипа;
- наличия или отсутствия тяжелых патологий;
- состояния здоровья.
Каждый тип зубной единицы имеет свой период выпадения. Время между тем, как выпал молочный зуб, а на его месте появился постоянный, индивидуально и может занимать долгий временной промежуток – от месяца до полугода. Последние молочные зубки сменяются на постоянные к 12-14 годам.
Схема выпадения
Существует общепринятый график того, со скольки лет и в какой очередности начинают выпадать молочные зубные единицы у детей. В таблице ниже представлена схема выпадения молочных зубов, включая порядок и сроки, когда должен выпасть каждый отдельный моляр:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: замена молочных зубов на постоянные: схема
Название зубной единицы | Возраст выпадения, лет |
Центральные резцы | 5-7 |
Боковые резцы | 7-8 |
Первые или малые моляры | 8-10 |
Клыки | 10-12 |
Вторые или большие моляры | 11-13 |
Обычно первыми выпадают зубы в нижнем ряду, а вслед за ними – в верхнем. Схема показывает, что смена молочных зубов происходит в той же последовательности, что и их прорезывание.
Возможные сопутствующие проблемы смены прикуса
Вышеуказанные сроки и порядок выпадения считаются среднестатистической нормой, но не являются четким правилом, от которого не может быть отступлений. Не всегда первыми сменяются передние резцы, а, например, клыки способны выпасть не в 10-12 лет, а раньше или позже. Все это индивидуальные особенности смены прикуса у ребенка.
Формирование прикуса может идти и не по общей схеме. В этом нет ничего страшного. Однако иногда это может стать причиной ряда проблем в будущем, таких как кривые зубы и некрасивая улыбка, которую ни подросток, ни взрослый не захочет демонстрировать в жизни или запечатлеть на фото. Зачем рисковать, если все можно исправить с помощью стоматолога.
Преждевременное выпадение зубов
Одним из вариантов отклонения от того, во сколько должна осуществляться смена прикуса, является ранее выпадение зубов. Если молочный зуб выпал раньше времени, но на его месте уже появляется новый, то беспокоиться не стоит. Скорее всего, это объясняется генетической наследственностью.
В противном случае нужно обратиться к стоматологу. Преждевременное выпадение чревато зарастанием лунки, в результате чего для постоянной зубной единицы не окажется места. Решить подобного рода проблему могут специальные стоматологические приспособления – держатели места для моляров.
Если молочный зуб выпал раньше времени, на его место нужно поставить новый для предотвращения заражения лунки и формирования неправильного прикусаК основным причинам, которые могут спровоцировать данное отклонение от схемы, относятся:
- неправильный прикус;
- опухоль десны;
- несвоевременное удаление молочного зуба;
- значительное давление со стороны соседних зубов.
Следствием раннего выпадения временных моляров могут стать:
- проблемы с речью;
- нарушение формы лица;
- своеобразные мимические отклонения.
Задержка смены зубов
Встречается и противоположная ситуация, когда коренные зубы уже лезут, хотя период молочных зубов еще не закончился и они не выпадают. Их можно попробовать удалить самостоятельно дома или прибегнуть к помощи стоматолога.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как детям вырывают молочные зубы?
Когда коренные зубы начинают вылазить, а молочные не выпадают, их нужно попробовать удалить самостоятельно или у стоматологаТакая проблема в задержке смены зубов способна возникнуть и из-за того, что коренные моляры продолжают оставаться еще не полностью сформированными. Это бывает спровоцировано:
- неправильным ростом постоянной зубной единицы;
- врожденной патологией развития – адентией;
- задержкой физиологического развития.
Среди других причин задержки смены прикуса следует отметить:
- наследственный фактор;
- рахит;
- заболевания инфекционного характера;
- общую слабость;
- отсутствие сформированных зачатков постоянных зубов или их глубокое расположение.
Акульи зубы
Случается, что процесс прорезывания постоянных зубов протекает гораздо быстрее, чем выпадают молочные моляры. Это часто касается одного или нескольких зубов, но может затронуть весь зубной ряд. Как следствие в ротовой полости присутствуют два параллельно расположенных ряда зубов. Такое явление получило название акульих зубов.
Акульи зубы у ребенкаАкульи зубы не представляют собой серьезной проблемы. Со временем все молочные зубки – и клыки и жевательные и моляры – выпадут, а постоянные коронки займут должное положение. Обычно это занимает около 3 месяцев. Если процесс затягивается, необходимо обратиться к стоматологу, который исправит ситуацию с помощью брекетов или капп.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: со скольки лет детям ставят брекеты?
Неприятные симптомы
В большинстве случаев процесс смены зубов не доставляет особых болевых ощущений или других неприятных проявлений, но иногда бывают исключения из правил. Особенно это касается выпадения моляров и премоляров. Десна плотно прилегает к зубной коронке, поэтому по мере расшатывания начинает отрываться, тем самым причиняя боль.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: фото шишки на десне у ребенка и что это может быть?
Кроме болевых ощущений, смену прикуса сопровождают:
- отечность десны;
- повышение температуры до 38 градусов.
У более маленьких деток данная симптоматика выражена ярче. После семи лет симптомы носят более сглаженный характер и встречаются крайне редко. В целом отклонения от нормы, сопутствующие смене прикуса, не носят патологический характер и легко корректируются стоматологом.
Уход за полостью рта в период смены прикуса
Родители должны привить правильные гигиенические навыки по уходу за зубамиГлавную роль при смене прикуса играет качественный уход за полостью рта в этот период. Он имеет некоторые нюансы по сравнению с привычной гигиеной:
- Регулярное очищение зубов с особой аккуратностью. Чистка должна проводится плавными движениями, без сильного нажима.
Желательно использовать щетку с мягкой щетиной, имеющей закругленные кончики.
- Использование детских зубных паст, обладающих противовоспалительным действием.
- Полоскание простой водой или специальными ополаскивателями. Делать такие процедуры нужно после каждого приема пищи.
- Регулярное посещение стоматолога.
- Лечение кариеса. При наличии кариозных поражений зубных коронок их следует лечить в обязательном порядке.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Укусы: почему это происходит и что с этим делать (возраст от 3 до 4 лет)
Почему дошкольники кусаются
Вас может шокировать известие о том, что ваш дошкольник укусил другого ребенка, или ощутить, как его зубы впиваются в вас. Но в поведении нет ничего необычного.
К тому времени, когда дети ходят в дошкольные учреждения, большинство из них хоть раз кого-нибудь укусили, а также подверглись недружественному чавканию. Дети кусаются реже, когда становятся старше и могут говорить о своих чувствах, но в этом возрасте кусание все еще распространено в ситуациях, когда много детей вместе.
Дети могут кусаться, например, когда их одолевают страх, гнев или разочарование. Или они могут укусить, потому что кто-то укусил их . Дошкольники часто кусаются во время драки, если чувствуют себя загнанными в угол или боятся, что их вот-вот поранят.
Переживание серьезных перемен, таких как рождение ребенка в семье или новый дом, также может вызвать эмоциональное расстройство, которое приводит к агрессивному поведению. А иногда дети кусают просто для того, чтобы оценить эффект, который это произведет, потому что они взволнованы или чрезмерно возбуждены, или в качестве неуместного выражения любви.
Тем не менее, знание о том, что кусаться – обычное дело, не облегчает ситуацию, когда ваш дошкольник укусил другого ребенка или был укушен. Вы можете не только расстроиться, узнав, что ваш ребенок кусается, но и другие родители могут быть возмущены этим инцидентом. Возможно, вашему ребенку больше не будут рады в дошкольном учреждении или игровой группе.
Самое важное, о чем следует помнить, это то, что дети не хотят, чтобы нападали на других. Они предпочли бы играть, исследовать и наслаждаться своими друзьями. Понимание того, что стоит за укусами, — это первый шаг к тому, чтобы заставить вашего ребенка остановиться.
«Подумайте о том, что происходит с вашим ребенком», — говорит Дженис Кейзер, педагог по воспитанию и соавтор книги «Как стать родителем, которым вы хотите быть ». «Ваша цель не только остановить такое поведение, но и помочь вашему ребенку расти».
Вот как помочь в обоих случаях:
Что делать, если ваш дошкольник кусается
Убедитесь, что оба ребенка в безопасности. Сначала разделите детей и убедитесь, что они находятся на безопасном расстоянии друг от друга.
Реклама | страница продолжается ниже
Сохраняйте спокойствие, устанавливайте границы, не обвиняйте и не наказывайте. Простым и прямым языком скажите ребенку, что кусаться больно и ему нельзя этого делать. Хотя у вас может возникнуть соблазн внушить ребенку серьезность его действий, суровые наказания, такие как шлепки или укусы ребенка в ответ, на самом деле могут повысить вероятность того, что дошкольники снова нанесут удар. Эксперты подозревают, что такое наказание вызывает гнев и обиду, которые со временем могут привести к тому, что ребенок начнет действовать еще больше.
Помогите обоим детям. И укушенному ребенку, и агрессору нужна ваша помощь. Сначала вам нужно будет проверить повреждения и, возможно, оказать некоторую медицинскую помощь, а также теплоту и заботу.
Но не пренебрегайте ребенком, который укусил. Она может вести себя так, как будто ей все равно, или как будто она не осознает, сколько боли она причинила — никто не выглядит более бесстрастным, чем ребенок, который только что кого-то обидел. Но, скорее всего, она действительно знает, что она сделала.
Тёплое и заботливое отношение к ней помогает ей чувствовать себя достаточно комфортно, чтобы выражать свои эмоции, как по поводу укуса, так и по поводу того, что её расстраивало или подавляло в первую очередь.
Поощряйте дошкольника приходить к вам, когда он расстроен. Возможно, вы не сможете быть с ней в трудные времена, например, в детском саду или детском саду, но ей необходимо научиться обращаться к вам или другому взрослому за помощью.
Предложите ей прийти к вам, когда ей будет тяжело, а затем уделите ей все свое внимание, когда она это сделает. Думайте о ее близости с вами, когда вы вместе, как о своего рода страховке от актов агрессии, когда ее нет.
Расскажите о том, что произошло. Как только вы оба успокоитесь, выберите тихий момент, чтобы спросить: «Как вы можете сообщить кому-то, что вы злитесь, не причинив ему вреда?» и «Как вы можете просить помощи у взрослых, если вам не нравится, как к вам относятся другие дети?»
Проведите простую ролевую игру, чтобы справиться с этими ситуациями. («Ты будешь Соней из дошкольного учреждения, и ты возьмешь моего кролика».) Она может усвоить некоторые реплики, которые она сможет использовать позже. («Нет! Мне это не нравится!») Многие дошкольники кусают один раз, обращаются за помощью и больше никогда этого не делают.
Как предотвратить укусы
Подумайте, когда и почему ваш ребенок кусается. Это в игровой группе, когда другой ребенок хватает что-то, с чем он хочет поиграть? Когда другие дети теснят его? Пытается ли он укусить вас, когда вы кормите новорожденного?
Учитель вашего ребенка также может иметь представление о том, что его раздражает. Через некоторое время вы, вероятно, сможете предсказать, когда ваш ребенок, вероятно, набросится и будет готов вмешаться.
Внимательно следите за своим ребенком. Предупреждающие знаки, такие как плач, крик, топот ног и выпады, часто предшествуют укусам. Если он кусается, понаблюдайте за своим дошкольником и вмешайтесь, прежде чем он сделает это снова.
Перенаправьте внимание вашего ребенка. Если эмоции вашего ребенка зашкаливают, и вы беспокоитесь, что он собирается откусить у друга, переключите его внимание на другое занятие, например, на танец, рисование или игру.
Останови его, пока он снова не укусил. Если вам кажется, что ваш ребенок снова готовится к укусу, подойдите к нему физически и спокойно не позволяйте ему вонзить зубы в свою цель. Вы можете сказать что-то вроде: «Я не могу допустить, чтобы ты причинил боль Рамоне» или «О, я не думаю, что хочу, чтобы эти зубы были еще ближе», в то время как вы мягко, но твердо держите его лоб в нескольких дюймах от своего плеча или чашки. ваша рука мягко на его рот.
Если он все равно укусит вас или продолжит пытаться укусить другого ребенка, возможно, стоит отстранить его от ситуации, закончить игровую сессию или дать ему тайм-аут.
Оставайтесь с ним теплыми и любящими. Это может быть трудно, когда вы пытаетесь предотвратить его укусы – вы можете быть эмоциональны сами или чувствовать огромное давление, чтобы закричать или остановить его силой. Но если вы сможете вспомнить, как сильно вы его любите, пока вы его сдерживаете, он может чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы показать вам, как он опечален или зол.
«Очень полезно стать на сторону ребенка, — говорит Кейзер, — и помнить, что в любой момент он делает все возможное». Он может сказать вам о своих чувствах словами, а может и нет, но это не имеет большого значения. Возможно, вам придется вмешиваться таким образом несколько раз, прежде чем он сможет удержаться от укусов.
Используйте положительное подкрепление. Большинство детей этого возраста обычно сотрудничают с другими детьми и все больше заинтересованы в развитии новых дружеских отношений. Обычно кусание прекращается примерно к 3 годам, когда у ребенка становятся более развитыми языковые и социальные навыки.
Дети этого возраста могут выражать свои чувства, разделять и понимать точку зрения другого ребенка. Задействуйте растущий эмоциональный интеллект вашего ребенка, хваля его за хорошее поведение, которое поможет ему завести новых друзей и сохранить их.
Ходите с ним на игровые свидания. Возможно, вам придется ходить вместе с ребенком на игровые свидания, пока проблема с прикусом не разрешится сама собой, или, по крайней мере, заранее предупредить других родителей и дать им несколько советов о том, что лучше всего работает с вашим ребенком. Если вы думаете, что они не смогут справиться с ситуацией спокойно и с любовью, возможно, лучше перенести свидание.
Никогда не кусайте ребенка в ответ. Некоторые родители считают, что эта тактика доводит до сознания, что кусать больно. Но на самом деле это показывает вашему ребенку неправильный способ борьбы с агрессией, то есть становится агрессивным в ответ. Даже «любовные укусы» родителей могут способствовать укусам ребенка, поэтому никогда не кусайте своего ребенка, даже в шутку.
Демистификация укусов. Говори о кусании, но не проповедуй, и не играй в простую игру. Попросите ребенка назвать вам продукты, которые он любит кусать. Или назовите предметы повседневного обихода (кекс, стол, собаку, банан) и спросите его, можно ли их кусать. Вы можете становиться глупее (машина, пылесос, папины туфли), и вы оба можете смеяться над этим.
Поговорите с учителем вашего ребенка. Постарайтесь узнать больше об обстановке в классе вашего дошкольника. Пытается ли учитель вмешиваться в агрессивное поведение, будь то укусы, удары руками или постоянное поддразнивание? Вы хотите быть уверены, что не оставите своего ребенка посреди беспредела, где дети должны постоять за себя.
Если вы удовлетворены тем, что учитель держит ситуацию под контролем, спросите, как она справляется с укусами. У учителей-ветеранов часто есть изобретательные методы решения обычных поведенческих проблем. Это также шанс узнать, приносят ли ее реакции на инциденты с укусами больше вреда, чем пользы.
Дайте ему кусачий заменитель. В некоторых дошкольных учреждениях держат миски с яблоками и дают яблоко ребенку, который кусается. Это хорошая, удовлетворительная альтернатива, если ему просто нужно во что-то вонзить зубы!
Наполнение рта, огромные укусы и многое другое! | Совет эксперта от SLP
Сегодня мы рассмотрим один из тех вопросов «что мне делать, когда…», которые возникают у многих младенцев и малышей, которые учатся есть твердую пищу.
Например…
Когда младенцы или дети ясельного возраста еще не умеют жевать определенные текстуры… и они могут класть еду в рот. Что вы делаете??
Когда они не знают, что делать, когда вы начинаете есть твердую пищу, или им нужна помощь в тренировке мышц рта… они могут не решаться пережевывать пищу и просто выплевывать ее. Опять..что ты делаешь??
Когда они еще учатся откусывать кусочки подходящего размера и/или ТАК восторгаются едой, которую едят… они могут откусывать гигантские кусочки, от которых наши мамины сердца бьются так быстро, что мы можем просто умереть! Опять… что нам делать??
Но не бойтесь… в сегодняшнем посте я пригласила мою подругу и логопеда, Кэтрин Каллахан, MS, CCC-SLP, CLC из Chikids Feeding, чтобы она дала нам свои советы и рекомендации, которые помогут решить все эти проблемы с кормлением. Ниже приведены наиболее распространенные проблемы и вопросы, которые возникают во время еды с младенцами и малышами, и она дала удивительные и подробные ответы, чтобы помочь вам.
Давайте приступим к ее ответам!
Как я могу научить своего ребенка жевать?Младенцы начинают с простых движений челюстью вверх и вниз, которые начинают контролироваться в возрасте от 5 до 9 месяцев. Затем они переходят к диагональному движению челюсти, начиная примерно с 7-9 месяцев, а затем к круговому движению, которое полностью развивается примерно к 24 месяцам. Следите за тем, как ваш ребенок увеличивает количество жевательных движений, меняет их размер и ритм, а также переходит от движения вверх и вниз к круговым движениям к тому времени, когда ему исполнится 2 года.
Контроль и улучшение жевания начинается с глотания. Если ваш ребенок еще не берет в рот игрушки или инструменты для прорезывания зубов или ваш малыш никогда этого не делал, начните с этого.
Дайте вашему ребенку разнообразные игрушки для прорезывания зубов в форме палочки, чтобы он мог их жевать каждый день. Если сами в рот не положат, помогите им. Наша цель — поместить эти инструменты между деснами или молярами по бокам рта.
Если ваш ребенок не жует игрушку или инструмент для прорезывания зубов
Поднесите его ко рту ребенка и подождите, пока он откроет и примет его. Это должно быть приятно и не навязчиво. Попробуйте петь, играть в игры и перемещаться от рук и плеч ко рту. Как только они позволят ему попасть в рот, поместите его на десны в области моляров. Держите его между деснами и ждите, пока они откусят. Если они не кусаются, слегка надавите вниз на их нижние десны и надавите вверх на их верхние десны. Используйте медленное и постоянное давление.
Если ваш ребенок жует игрушки и инструменты для прорезывания зубов, но не жует пищу
Попробуйте обмакивать инструменты для прорезывания зубов в форме палочки в пюре, обвалять инструменты в мягкой пище (например, авокадо или банане) или обвалять в крошках из плавкого твердого вещества. (только с этой текстурой после того, как он начнет ползать), и помогите ребенку поместить ее на область моляров для жевания. Как описано выше, держите инструмент между их деснами и ждите, пока они не прикусятся. Если они не кусаются, слегка надавите на их десны вниз и вверх.
Предлагайте продукты в форме палочек , которые являются мягкими (начиная с того, что они садятся) и плавятся (после того, как они начинают ползать). Когда вы предлагаете эти продукты, помогите им положить их между коренными зубами. Поместив его между областью моляров, ребенок естественным образом научится кусать и жевать зубами, а не разбивать языком.
Когда ребенок начнет ползать (около 8-9 месяцев), положите небольшие кусочки мягкой твердой пищи (небольшой кубик мягких фруктов или овощей размером с ноготь на мизинце, который можно легко раздавить между пальцами) или плавкую твердую пищу (небольшой кусочек рассасывающейся пуховки) между их деснами по бокам. Когда вы кладете кусок еды в сторону, ребенок откусывает и перемещает язык в ту сторону, куда вы кладете еду. Когда они перемещают язык, их челюсти также сдвигаются, улучшая их жевательные навыки. Чередуйте стороны, чтобы научить движениям языка и челюсти вперед и назад.
Совет по кормлению MLE: Преувеличенно смоделируйте жевание во время еды и ведите себя глупо! Я говорю: «Жуй, жуй, жуй!» а затем подражайте ребенку большими жевательными движениями вверх и вниз, возможно, причмокивая моими губами, чтобы привлечь его внимание и посмотреть на мой рот. Попробуй!
Обучение детей кусать Большинство детей, как правило, в возрасте от 7 до 12 месяцев способны контролировать откусывание мягкой твердой пищи. Обучение ребенка кусать и жевать также начинается с глотания. Если ваш ребенок этого не сделал или пропустил этот шаг, начните с него. Как только ребенок начнет регулярно грызть и грызть инструменты, помогите ему освоить этот навык, предлагая ему продукты в форме палочек. Если им нужна помощь, подведите их к коренным зубам, чтобы они откусили.
Если ваш ребенок регулярно жует инструменты, но все еще не откусывает кусочки или откусывает слишком большие куски:
Для младенцев или детей младшего возраста предлагайте пищу в форме палочки и держите ее очень близко к верхней части , поэтому они могут откусывать только ваши пальцы, что не позволяет им получить слишком много еды.
Для детей старшего возраста: сделайте линию на еде, чтобы ребенок мог видеть, где можно откусить. Вы можете использовать зубочистку, чтобы провести линию, или вилку, чтобы сделать пунктирную линию. Мне нравится говорить детям, что это следы от зубов, и просить их кусать следы от зубов.
Научите ребенка есть маленькие кусочки. Вы можете показать изображение мыши и сказать им, что мышь «кусает понемногу», и изображение льва, который «кусает очень сильно». Поговорите со своим ребенком о наилучшем размере укуса для его рта, а затем порепетируйте, попросив детей идентифицировать укусы мыши и льва на себе и на вас.
Как предотвратить закладывание рта? Во-первых, поработайте над улучшением понимания рта вашего ребенка (способность понимать и чувствовать пищу во рту, а также границы внутренней части рта). Младенцы учатся этому через рот, обычно к 5-9 годам.месячного возраста.
Чистка полости рта ребенка (на верхней и боковой сторонах языка, внутри щек и вдоль десен) щеткой для пальцев или детской зубной щеткой. Делайте это во время чистки зубов и/или непосредственно перед едой, чтобы «разбудить» их рот и подготовить их к еде.
Пока вы готовите еду, чтобы помочь ребенку потренироваться, дайте ему палочку для прорезывания зубов, чтобы он кусал. Сделайте это частью своего распорядка приема пищи.
МАЛЕНЬКИЕ КУСКИ Пока ваш ребенок работает над улучшением своего слуха и ощущений во рту, помогите ему выучить маленькие кусочки, предлагая только 1-2 кусочка на подносе за раз . Звучит просто, но в большинстве случаев нам просто нужно избавиться от привычки и позволить ребенку практиковаться по одному укусу за раз. Держите их тарелку с едой в стороне и добавляйте новые кусочки на поднос, когда они едят.
Для детей старшего возраста расскажите о маленьких укусах по одному и используйте картинки (например, лев и мышь, описанные выше), чтобы помочь им понять разницу.
Детям любого возраста предлагайте продукты с более сильным вкусом, чтобы усилить ощущение или ощущение во рту. Когда ребенок может чувствовать пищу, он с меньшей вероятностью наестся.
Перейдите к этому сообщению в блоге, чтобы узнать больше о моем методе Brush-Bite-Boost (BBB), помогающем с перенасыщением едой.
Насадка для кормления MLE : Если ваш ребенок ест в таком быстром темпе, что у него рвотные позывы, и это пугает вас, попробуйте замедлить его еще больше, предложив ему детскую пищевую палочку или посуду для сбора пищи. вверх с. Может быть, просто есть руками слишком легко, поэтому немного больше проблем с выбором еды может помочь, поскольку это требует большей концентрации!
КАК ОСТАНОВИТЬ РЕБЕНКА ОТ ЧАСТОГО КОРМЛЕНИЯ ЕДЫ?«Что делать, если мой ребенок держит пищу во рту и не глотает?»
В случае с закладыванием еды в карман я бы рекомендовал те же стратегии, что и описанные выше в отношении набивки рта. Начните с практики ротовой полости, чистки зубов и жевания. Опять же, ключом здесь является оральное осознание, и оно начинается в младенчестве с ртом.
Чтобы решить проблему накопления еды, снова предложите 1-2 кусочка на подносе за раз, но на этот раз также предложите чашку холодной воды для глотков между укусами. Лучше всего подходит холодная вода, потому что она может усилить чувствительность и насторожить ребенка во рту. Делая глотки между укусами, ребенок привыкает к ощущению чистоты во рту.
Научите ребенка старшего возраста очищать рот языком между укусами. Покажите им, как вы двигаете языком в сторону, а затем проводите им по щекам, чтобы протолкнуть еду им в рот. Мне нравится говорить ребенку, что язык подобен метле, очищающей и перемещающей пищу во рту. Попросите ребенка «использовать метлу», когда заметите, что он прячет еду в карман. Вы также можете подать прикосновение к щеке вашего ребенка, чтобы напомнить ему, чтобы он двигал языком в эту сторону.
Время от времени используйте зеркало во время еды или перекусов. Вы можете держать за столом небольшое ручное зеркало или передвинуть стол так, чтобы зеркало было напротив вашего ребенка. Попросите ребенка посмотреть в зеркало, чтобы «убедиться, что у вас чистый рот» между укусами. Если оральная чувствительность вашего ребенка снижена, эта визуальная подсказка будет очень полезна.
Что делать, если ребенок жует пищу и выплевывает ее?Малыши очень часто пережевывают и выплевывают пищу. Мы часто видим, как они делают это с новой пищей, более жесткой для жевания текстурой или когда они не голодны. Если это происходит время от времени или в течение короткого периода времени, это совершенно нормально. Однако, если это не проходит или ваш ребенок не глотает пищу, требуется дальнейшее обследование у специалиста.
Если ваш ребенок делает это, остановите его поведение, изменив его внимание. Предложите глоток напитка, положите другие продукты на поднос или начните разговор, чтобы перенаправить их. Если они продолжают это делать, то заканчивайте трапезу. Я предлагаю семьям сказать что-то вроде: «Я вижу, что вы все сделали, давайте убираться». Сохраняйте нейтральность и не придавайте большого значения плевкам, так как это может только усилить поведение (если ребенку нравится внимание, которое он получает от реакции). Мне нравится придерживаться «правила двух ударов». Как описано выше, если ребенок продолжает после двух попыток перенаправить или изменить что-то, то еда готова.
Если вы заметили, что ваш ребенок всегда выплевывает определенную текстуру, сделайте так, чтобы вашему ребенку c было легче справиться с этой текстурой, уменьшив ее размер или приготовив ее до более мягкой консистенции, или добавив соус или соус, чтобы смягчить ее. .
Кэтрин — логопед, детский специалист по кормлению, сертифицированный консультант по грудному вскармливанию и мама троих детей. Она живет в Чикаго, где работает в одной из 10 лучших детских больниц США и владеет собственным бизнесом ChiKids Speech & Feeding, LLC.