Научное обоснование последовательности моделирования эстетических реставраций
Анатомия зубов человека, их классические признаки и формы считаются давно и хорошо изученными [2, 4]. При использовании стоматологических материалов предыдущих поколений эти знания абсолютно удовлетворяли стоматологов. Однако появление на рынке стоматологических услуг керамики и композитов, обеспечивающих высокие эстетические качества конструкций, показало ограниченность сведений о тонких деталях строения зуба [3, 5]. С другой стороны, недостаточность и невостребованность врачебных знаний в области морфологии зуба приводят к тому, что даже классические признаки не всегда воспроизводятся в конструкции [7]. Результатом являются более или менее выраженные отличия форм и рельефа реставрации от естественного вида зуба.
Нами изучались эстетические характеристики постоянных зубов у 350 человек методами одонтоскопии и одонтометрии.
Необходимость откусывания, разрывания и растирания пищи способствовала формированию основных групп зубов: резцы, клыки, моляры, премоляры отличаются формой, размерами, количеством корней и располагаются в зубных дугах.
- Рис. 1а. Изменение размеров центрального резца.
- Рис. 1б. Изменение размеров центрального резца.
На основании общих характеристик зубы различали по признакам принадлежности к правой или левой стороне, которые касаются кривизны коронок, соотношения дистального и мезиального углов коронки, наклона корней.
Признак кривизны коронки заключается в большей выпуклости вестибулярной части коронки, расположенной вблизи ее мезиального края, и пологом скате дистального. Более четко он определяется при рассмотрении зуба со стороны окклюзионной поверхности и выражен у 71 % центральных резцов (рис.
2).- Рис. 2а. Определяется признак кривизны коронки.
- Рис. 2б. Определяется признак кривизны коронки.
В 23 % случаев выпуклость смещена в дистальную сторону, у 6 % зубов признак кривизны не определяется.
Признак угла коронки характеризует ситуацию, когда составленные мезиальной поверхностью и режущим краем (жевательной поверхностью) мезиальные углы острее дистальных (рис. 3).
- Рис. 3а. Выражен признак дистального отклонения зубодесневого купола.
- Рис. 3б. Выражен признак дистального отклонения зубодесневого купола.
Такое неравенство углов отмечается у 85 % центральных резцов. У моляров признак угла обусловлен более массивными мезиальными буграми. Признак наклона корня означает, что корень либо его верхушка искривляются в дистальном направлении по отношению к продольной оси зуба. В полости рта признак проявляется дистальным смещением вершины зубодесневого купола.
На основании внешнего вида зубы относили к отдельным геометрическим формам (прямоугольник, треугольник, овал), которые характеризуются собственными признаками (рис. 4).
Рис. 4. Основные геометрические формы постоянных зубов.
Резцы прямоугольной формы при отсутствии стирания выявляются в 55 % случаев: поперечные размеры вестибулярной поверхности в придесневой, экваторной области и у режущего края близки по значению, в результате чего проксимальные поверхности практически параллельны (рис. 5).
- Рис. 5а. Резцы прямоугольной формы.
- Рис. 5б. Резцы прямоугольной формы.
Признак угла может быть слабовыражен. Протяженность контакта с соседними зубами значительна: в 72 % случаев соприкосновение между зубами начинается у вершины десневого сосочка и заканчивается у режущего края. При треугольной форме коронки, которая характерна для 39 % интактных резцов, поперечные размеры вестибулярной поверхности увеличиваются от шейки к режущему краю (рис. 6).
Рис. 6. Зубы треугольной формы.
Признак угла коронки хорошо выражен в 88 % случаев. Протяженность контакта с соседними зубами незначительна. Овальная форма коронки встречается в 7 % случаев, имея близкие значения поперечных размеров в пришеечной области и вблизи режущего края. Самый большой поперечник в области экватора. Боковые поверхности представляются в виде выпуклых дуг. Углы у режущего края сглажены. Контакты с соседними зубами точечные.
Вестибулярные поверхности клыков, премоляров и моляров имеют более сложную геометрическую форму благодаря выступающим буграм.
По данным обследования молодых людей, в 53 % случаев верхняя зубная дуга имеет овальную форму, в 42 % — округлую и в этих дугах располагаются зубы любой геометрической формы: прямоугольные, треугольные, овальные. Однако для редко встречающихся прямоугольной и треугольной зубных дуг (2,6 % случаев) характерны, соответственно, зубы прямоугольной и треугольной формы.
На визуальное восприятие геометрической формы зуба могут оказывать влияние индивидуальные особенности зубодесневого контура. Куполообразный придесневой край, характерный для 56 % резцов, напоминает по форме клин или треугольник и придает зубу треугольную форму. У 39 % резцов встречается округлый зубодесневой край, у 5 % зубов — уплощенный, почти прямолинейный десневой контур. Форма режущего края также отражает индивидуальные черты зуба (рис. 7).
- Рис. 7а. Выражен рельеф вестибулярной поверхности и фестончатый режущий край.
- Рис. 7б. Выражен рельеф вестибулярной поверхности и фестончатый режущий край.
Сразу после прорезывания режущий край бывает зубчатый. Затем появляются фасетки стираемости. Неровная (выпуклая или вогнутая) поверхность может объясняться особенностью контакта с зубами-антагонистами.
Важное эстетическое значение имеет рельеф вестибулярной поверхности зуба: вертикальные валики, перекимы, выпуклости, впадины, площадки. Единственный валик обычно характерен для средней части вестибулярной поверхности. При наличии двух валиков чаще бывают мезиальный и дистальный. Три эмалевых валика обычно расположены мезиально, медиально и дистально (рис. 8).
- Рис. 8а. Вертикальные валики на вестибулярной поверхности резцов.
- Рис. 8б. Вертикальные валики на вестибулярной поверхности резцов.
- Рис. 8в. Вертикальные валики на вестибулярной поверхности резцов.
Физиологическая стираемость зубов приводит к образованию гладкой вестибулярной поверхности.
Моделирование эстетических реставраций должно преследовать цель воспроизведения в деталях естественных классических, а также индивидуальных характеристик постоянных зубов. Однако анализ качества 145 реставраций, которые создавались путем воспроизведения характеристик симметричного зуба, показал отличия искусственной конструкции от интактного зуба почти в половине случаев [1, 6]. В большинстве случаев это касается восстановления признаков прямоугольной формы там, где требуются треугольные или овальные. В отдельных случаях встречается воссоздание овальных (прямоугольных) форм зубов в челюсти треугольной формы.
Отсутствие признаков принадлежности зубов к стороне было обнаружено в среднем у 30 % реставраций. Из них 77,14 % были смоделированы без учета признака кривизны коронки. У многих пациентов отмечались различия по высоте, ширине или асимметрия размеров отдельных участков эстетических конструкций (рис. 9).
- Рис. 9а. Винир отличается размерами от интактного симметричного зуба.
- Рис. 9б. Винир отличается размерами от интактного симметричного зуба.
- Рис. 9в. Винир отличается размерами от интактного симметричного зуба.
Среди возрастных особенностей, характеризующих рельеф поверхности, практически не встречалось воссоздание перикиматий на конструкциях у подростков. Удлинение клинической коронки зуба за счет рецессии десны не учитывалось: высота значительно увеличивалась за счет пломбировочного материала. Не использовались полимеры, имитирующие десну.
Индивидуальные особенности рельефа отсутствовали у большинства реставраций (вертикальные валики, рельефный режущий край).
На этапе пломбирования недостаточное или избыточное использование материала изменяло форму, размеры, признаки принадлежности зуба. Так, излишки пломбировочного материала на вестибулярной поверхности являлись причиной неестественной выпуклости коронки (рис. 9).
Недостаток композита приводил к утрате должного анатомического объема, снижению общей высоты и проксимальных скатов, уплощению коронки. Одиночные конструкции выделялись в результате асимметрии — отличия от аналогичного зуба противоположной стороны. Парные или множественные реставрации выглядели неестественными, если не был выдержан единый геометрический тип коронок, не соблюдались признаки принадлежности зуба, индивидуальные особенности.
Результаты научных исследований, включающие анализ эстетических характеристик зубов и качества имеющихся реставраций, позволили разработать рекомендации поэтапного планирования размеров и форм эстетических реставраций.
Алгоритм планирования размеров и формы конструкции представляет определенную последовательность измерения и описания конкретных анатомических образований зуба (схема 1).
Схема № 1. Алгоритм последовательности реставрации.
Вначале необходимо провести сравнительную оценку размеров клинической и анатомической коронки зуба. Наличие площадок стираемости в области режущего края свидетельствует о снижении высоты клинической коронки. Рецессия десны с обнажением шейки и корня зуба служит признаком увеличения вертикального размера клинической коронки (рис. 1).
Измерение (одонтометрия) производится микрометром (рис. 10).
- Рис. 10а. Измерение поперечных размеров зуба.
- Рис. 10б. Измерение поперечных размеров зуба.
- Рис. 10в. Измерение поперечных размеров зуба.
Высоту клинической коронки центральных и латеральных резцов оценивают расстоянием от режущего края до маргинального уровня десны вдоль срединной вертикальной линии. Аналогичные размеры клыка и премоляров измеряют вдоль срединной линии от вершины бугра до маргинального уровня десны. Высота коронки моляра — расстояние от уровня десны до вершины наиболее выступающего бугра.
Форма коронки зуба считается прямоугольной при параллельном положении боковых граней вестибулярной поверхности, квадратной — при равном значении высоты и ширины
Мезиодистальные размеры в области шейки любого зуба измеряют расстоянием между двумя точками противоположных проксимальных поверхностей на уровне вершин межзубных сосочков. Горизонтальные параметры резцов в области экватора определяют на уровне средней трети высоты коронки. Аналогичные значения центральных и латеральных резцов в области режущего края оценивают по расстоянию между выступающими точками мезиального и дистального краев коронки. Мезиодистальные размеры клыков и премоляров измеряют между боковыми участками коронки, отстоящими на наибольшем расстоянии. Поперечные параметры моляров в области экватора оценивают как расстояние между наиболее выпуклыми участками проксимальных поверхностей.
Визуальная оценка и результаты измерений позволяют описать геометрическую форму коронки зуба на основе взаиморасположения боковых поверхностей.
Форма коронки зуба считается прямоугольной при параллельном положении боковых граней вестибулярной поверхности (квадратной — при равном значении высоты и ширины). Треугольная форма зуба характеризуется максимальным горизонтальным размером у режущего края. Коронка считается овальной формы в случае, когда боковые поверхности имеют округлые очертания с наибольшим горизонтальным размером в области средней трети зуба.
Далее производится оценка выраженности признаков принадлежности зубов к стороне. Признак угла коронки регистрируют в случае преобладания величины дистального угла вестибулярной поверхности над мезиальным (рис. 11).
Рис. 11. Отсутствие признаков угла коронки.
Признак кривизны коронки считается положительным, если выпуклость вестибулярной поверхности располагается ближе к мезиальному краю. В ряде случаев признак кривизны коронки отсутствует (рис. 12).
Рис. 12. Гладкая вестибулярная поверхность центральных резцов.
Признак отклонения корня зуба отмечается в карте при дистальном смещении вершины зубодесневого контура. Описание индивидуальных особенностей зуба включает рельеф поверхности, форму придесневого контура зуба, форму режущего края, протяженность контакта с соседними зубами. Тип рельефа вестибулярной поверхности резцов определяют по наличию или отсутствию вертикальных эмалевых валиков (рис. 8).
Форму зубодесневого контура оценивают по верхней границе коронки зуба, которая начинается от верхушки одного межзубного сосочка, далее идет по краю десны и заканчивается у вершины другого межзубного сосочка (рис. 13).
Рис. 13. Контуры придесневого купола.
Зубодесневой контур бывает округлый, куполообразный или плоский. Планировать протяженность проксимальных контактов между зубами необходимо таким образом, чтобы было достаточно пространства для межзубного сосочка. Завершают этап планирования выбором формы режущего края зубов (рис. 14).
Рис. 14. Планирование области режущего края центральных резцов.
Анатомические особенности жевательных зубов требуют тщательной оценки соотношения бугров на окклюзионной поверхности, причем форма их может существенно изменяться вследствие стираемости. Моделирование реставраций представляет сложный и ответственный процесс.
Первым этапом является формирование основы реставрации, которая включает в себя контуры геометрической формы дентина и мамелоны у режущего края, с четким обозначением боковых и нижних границ дентинного слоя (рис. 15).
Рис. 15. Опаковая основа реставрации (схема).
Второй этап предполагает моделирование признаков принадлежности зубов к стороне (признаков кривизны, угла коронки, отклонения зубодесневого купола). Третий этап — воспроизведение индивидуальных особенностей зуба, в том числе макро- и микрорельефа, формы режущего края и придесневого купола. Последовательность восстановления элементов морфологии соответствует очередности одонтоскопического обследования и планирования реставрации. Соблюдается постепенный переход от воссоздания крупных деталей (геометрическая форма вестибулярной поверхности) к воспроизведению средних (признаки угла и кривизны коронки), а затем к моделированию более мелких (эмалевые валики, зубцы в области режущего края) элементов.
С помощью воображаемых линий (двух вертикальных и двух горизонтальных) необходимо разделить вестибулярную поверхность зуба на сегменты, что позволит более четко определить топографическое положение того или иного элемента морфологии (рис. 16).
Рис. 16. Условное разделение вестибулярных поверхностей зубов на сегменты.
Например, в верхнем ярусе моделируют зубодесневой контур, а также признак отклонения корня зуба в виде смещение вершины придесневого купола в дистальную сторону. Преимущественно в среднем отделе зуба создается признак кривизны коронки посредством формирования наибольшей выпуклости в мезиальной области. Индивидуальные особенности режущего края, выраженные различной степенью его прозрачности и мамелонами, располагаются в нижнем ярусе (рис. 17).
- Рис. 17а. Моделирование основы реставрации.
- Рис. 17б. Моделирование режущего края реставрации.
Контакты между зубами, проксимальные скаты, а также вертикальные эмалевые валики моделируют, соответственно, в мезиальной и дистальной частях на всем протяжении среднего и нижнего яруса. В мезиальной области может находиться срединный эмалевый валик (рис. 18).
Рис. 18. Моделирование индивидуального рельефа вестибулярной поверхности.
Восстановление крупных деталей морфологии необходимо осуществлять опаковыми оттенками композита. Основным ориентиром при работе с непрозрачным пломбировочным материалом является граница прозрачной эмали зуба. Так, если эмаль равномерно покрывает всю поверхность, то для соответствующего слоя пломбировочного материала необходимо оставить не более 0,5 мм свободного места по всему периметру зуба. Если прозрачная полоска находится в области режущего края, то опак не доводят до нижней границы на 1,0 мм. В случае когда слой прозрачной эмали наблюдается на проксимальных гранях, для эмалевого слоя нужно оставить 1,0—1,5 мм. При выраженной стираемости дентинный слой формируется на всю высоту коронки зуба вплоть до режущего края.
В процессе работы необходимо следить, чтобы толщина опаковых слоев не превышала количества утраченного дентина. Важно, чтобы опаковый слой не был длиннее или короче, чем на симметричном зубе, и не нарушал тип прозрачности.
В соответствии с алгоритмом планирования анатомической формы и рельефа, разработанным сотрудниками кафедры терапевтической стоматологии БелМАПО на основании собственных одонтометрических и одонтоскопических наблюдений, было выполнено 166 конструкций.
Результаты визуального изучения реставраций, моделируемых с использованием методики предварительного планирования их морфологии, показали значительное улучшение качества по сравнению с предыдущим периодом (см. таблицу).
В большинстве случаев воссоздавалась оптимальная анатомическая форма зубов, которая соответствовала групповой принадлежности, возрастным и индивидуальным особенностям. Частота встречаемости признаков угла, кривизны коронки, а также отклонения придесневого купола на реставрациях увеличилась почти в 10 раз. Вертикальные и горизонтальные размеры созданных конструкций существенно не отличались от интактных симметричных зубов. Благодаря этому был выдержан единый геометрический тип, характерный для данной группы зубов. Имитировались возрастные особенности, в том числе оголение корня и возрастная стираемость. У подавляющего большинства молодых людей были смоделированы эмалевые валики и бороздки на вестибулярной поверхности. Обусловленное наличием макрорельефа чередование бликов и теней подчеркивало естественность созданной реставрации (рис. 19).
- Рис. 19а. Планирование эстетических реставраций.
- Рис. 19б. Моделирование эстетических реставраций.
Таким образом, полученные результаты позволили выявить ошибки, допускаемые при изготовлении композитных реставраций, касающиеся размеров, форм, рельефа поверхности. Неточности допускались на этапе планирования, если не регистрировались признаки, связанные с групповой принадлежностью зуба, его возрастными или индивидуальными особенностями.
Отсутствие строгой последовательности действий, а нередко исключение и самого этапа планирования анатомической формы стали причиной существенного нарушения эстетики реставраций. В свою очередь, применение предложенного алгоритма действий по оценке и воспроизведению особенностей морфологии зуба в совокупности с навыками одонтоскопического обследования способствует значительному уменьшению числа ошибок и осложнений в ходе восстановления анатомической формы реставрации.
ЛИТЕРАТУРА
- Данилова Д. В. // Сб. м-лов 5-го съезда стоматологов РБ. — Брест, 2004. — С. 138—140.
- Дмитриенко С. В., Иванов Л. П., Краюшкин А. И., Пожарицкая М. М. Практическое руководство по моделированию зубов. — М., 2001. — 239 с.
- Леонова Л. Е., Железницких М. В., Максимовская Л. Н. // Клин. стоматология. — 2002, № 1. — С. 8—11.
- Ломиашвили Л. М. // Институт стоматологии. — 2003, № 2. — С. 6—31.
- Луцкая И. К. // Соврем. стоматология. — 2003, № 1. — С. 30—37.
- Луцкая И. К., Данилова Д. В. // Соврем. стоматология. — 2004, № 1. — С. 22—25.
- Новак И. В., Данилова Д. В. // Сб. трудов молодых ученых. — Мн., 2005. — С. 49—51.
Система зубочелюстная
Зубочелюстная система человека — это сложная функциональная система, в которую объединены функциональные подсистемы такие как зубы, пародонт, челюсти, мышцы, суставы, слюнные железы.
Функции зубочелюстной системы:
Жевание — основная функция зубов и зубочелюстной системы. Жевание — это первая стадия процесса пищеварения.
Эстетика. Зубочелюстная система влияет на внешний вид лица. Зубы таже играют важную эстетическую роль. Положение, форма и оттенок зубов оказывают заметное влияние на формирование личности человека.
Произношение. Зубы помогают нам правильно произносить слова, поскольку они играют важную роль в произношении согласных. Отсутствие зубов (особенно верхних передних зубов) или неправильный прикус может несколько нарушить нормальную речь.
Типы зубов:
Обычно у человека 32 постоянных зуба: 16 на верхней дуге и 16 на нижней дуге. Иногда из-за генетических аномалий, врожденных дефектов или проблем с прорезыванием зубов появляется больше или меньше зубов.
Название зубов на каждой челюсти говорит само за себя — верхние шестнадцать называются «зубами верхней челюсти», а нижняя половина — «зубами нижней челюсти».
У людей есть разные типы зубов, которые выполняют различные функции, такие как резание, разрыв, измельчение и дробление. Зубы приводятся в движение мускулами челюсти, а смазка осуществляется с помощью слюны, которая вырабатывается слюнными железами.
Младенцы рождаются беззубыми, поскольку их основным источником пищи является материнское молоко. По мере того, как дети начинают отлучаться от груди, постепенно начинают появляться молочные зубы. Среди четырех типов зубов нижние резцы являются первыми молочными зубами, которые развиваются, и у большинства детей к 3 годам будут уже все двадцать молочных зубов. К шести годам молочные зубы заменяются постоянными.
Всего у взрослых 32 зуба, называемых постоянными:
Восемь резцов — четыре резца верхней челюсти и четыре резца нижней челюсти.
Четыре клыка — два клыка на верхней челюсти и два клыка на нижней челюсти.
Восемь премоляров — четыре премоляра верхней челюсти и четыре премоляра нижней челюсти.
Двенадцать коренных зубов — шесть коренных зубов на верхней челюсти и шесть на нижней челюсти. Он также включает четыре зуба мудрости.
Зубы имеют разную форму, поскольку каждый зуб выполняет определенную роль во время жевания и, в конечном итоге, пищеварения. Они также расположены на определенном месте, чтобы лучше служить своей цели.
Формы и функции типов зубов человека:
Резцы.
Резцы находятся в передней части ротовой полости. Эти зубы имеют острые края и приспособлены для разрезания пищи на маленькие кусочки. У людей восемь резцов, четыре резца на верхней челюсти и четыре на нижней.
Клыки.
Клыки. Они расположены в «углах» зубных дуг. Им свойственно острая, удлиненная и заостренная поверхность. Их основная функция — хватать и разрывать пищу (жесткую пищу, например, мясо). У людей четыре клыка: два на верхней и два на нижней челюсти.
Премоляры.
Премоляры располагаются за клыками. Эти зубы имеют плоскую поверхность с гребнями, которая приспособлена для измельчения пищи на более мелкие порции. У людей восемь премоляров, по два с каждой стороны челюстей.
Моляры.
Моляры — так же называют коренными зубами, самые большие и крепкие зубы. Они имеют большую и бугристую поверхность которая хорошо приспособлена для измельчения пищи. У людей 12 моляров, по шесть на каждой челюсти. Четыре из них — это зубы мудрости, которые также называют третьими молярами, они появляются в возрасте от 17 до 25 лет.
Форма корневых каналов постоянных зубов человека определена с помощью нового программного обеспечения для конусно-лучевой компьютерной томографии
Сохранить цитату в файл
Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию:
Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку
Добавить в мою библиографию
- Моя библиография
Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку
Ваш сохраненный поиск
Название сохраненного поиска:
Условия поиска:
Тестовые условия поиска
Электронная почта: (изменить)
Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день
Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота
Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed
Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.
Отправить, даже если нет новых результатов
Необязательный текст в электронном письме:
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
Полнотекстовые ссылки
Эльзевир Наука
Полнотекстовые ссылки
. 2020 ноябрь;46(11):1662-1674.
doi: 10.1016/j.joen.2020.05.014. Epub 2020 8 июня.
Майк Р. Буэно 1 , Карлос Эстрела 2 , Бруно С. Азеведо 3 , Хосе Луис Синтра Жункейра 4
Принадлежности
- 1 Кафедра радиологии, Школа стоматологии Сан-Леопольдо Мандик, Кампинас, Сан-Паулу, Бразилия; Центр диагностической визуализации CROIF, Куяба, Мату Грассо, Бразилия.
- 2 Кафедра стоматологии, Федеральный университет Гояса, Гояния, Бразилия. Электронный адрес: [email protected].
- 3 Школа стоматологии, Университет Луисвилля, Луисвилл, Кентукки.
- 4 Кафедра радиологии, Школа стоматологии Сан-Леопольдо Мандич, Кампинас, Сан-Паулу, Бразилия.
- PMID: 32526221
- DOI: 10.1016/j.joen.2020.05.014
Майк Р. Буэно и др. Дж Эндод. 2020 ноябрь
. 2020 ноябрь;46(11):1662-1674.
doi: 10.1016/j.joen.2020.05.014. Epub 2020 8 июня.
Авторы
Майк Р Буэно 1 , Карлос Эстрела 2 , Брунно С. Азеведо 3 , Хосе Луис Синтра Хункейра 4
Принадлежности
- 1 Кафедра радиологии, Школа стоматологии Сан-Леопольдо Мандик, Кампинас, Сан-Паулу, Бразилия; Центр диагностической визуализации CROIF, Куяба, Мату Грассо, Бразилия.
- 2 Кафедра стоматологии, Федеральный университет Гояса, Гояния, Бразилия. Электронный адрес: estrela3@terra. com.br.
- 3 Школа стоматологии, Университет Луисвилля, Луисвилл, Кентукки.
- 4 Кафедра радиологии, Школа стоматологии Сан-Леопольдо Мандич, Кампинас, Сан-Паулу, Бразилия.
- PMID: 32526221
- DOI: 10.1016/j.joen.2020.05.014
Абстрактный
Введение: Целью данного исследования было определение формы поперечного сечения корневых каналов (RCCSS) постоянных зубов человека с использованием нового программного обеспечения для конусно-лучевой компьютерной томографии (КЛКТ).
Методы: RCCSS определяли на КЛКТ 1400 зубов (422 пациента) следующим образом: (1) круглые, (2) конические/пирамидальные, (3) овальные/длинноовальные, (4) плоские/лентовидные, (5) 8-образные, ( 6 – С-образная, 7 – обызвествленная, 8 – трапециевидная, 9) в форме капли и (10) других форм. Форму корневых каналов оценивали в коронковой и средней трети, на 2 мм ниже их начала, и в апикальной трети, на 1 и 2 мм ниже апикального отверстия. Категориальные переменные были описаны как частоты и проценты и проанализированы с использованием критерия хи-квадрат. Уровень значимости был установлен на уровне P = 0,05.
Полученные результаты: Передние зубы верхней челюсти, а также первые и вторые премоляры верхней челюсти имели круговую RCCSS на расстоянии 1 и 2 мм от апикального отверстия более чем в 45% случаев. В щечном канале первых премоляров верхней челюсти на расстоянии 1 мм от апикального отверстия наиболее частая форма RCCSS была круглой (71%), затем плоской/лентовидной (10%) и овальной/длинноовальной (6%). В мезиально-щечных корнях первых моляров верхней и нижней челюсти на расстоянии 1 мм от апикального отверстия круглая форма обнаружена в 52% и 49% случаев.%, соответственно.
Выводы: RCCSS в постоянных зубах человека варьируются в зависимости от группы зубов и корневых третей. Наибольшая частота канала круглой формы на расстоянии 1 и 2 мм от апикального отверстия была обнаружена у центральных резцов верхней челюсти и первых и вторых премоляров нижней челюсти. Каналы овальной формы обнаружены практически во всех группах зубов и корневых третях.
Ключевые слова: Конусно-лучевая компьютерная томография; электронная версия DX; корневой канал; анатомия корневых каналов; программное обеспечение.
Copyright © 2020 Американская ассоциация эндодонтистов. Опубликовано Elsevier Inc. Все права защищены.
Похожие статьи
Положение апикального отверстия относительно проксимальных поверхностей корней постоянных зубов человека, определенное с помощью нового программного обеспечения для конусно-лучевой компьютерной томографии.
Estrela C, Couto GS, Bueno MR, Bueno KG, Estrela LRA, Porto OCL, Diogenes A. Эстрела С. и др. Дж Эндод. 2018 ноябрь;44(11):1741-1748. doi: 10.1016/j.joen.2018.07.028. Epub 2018 25 сентября. Дж Эндод. 2018. PMID: 30266469
Морфология корневых каналов постоянных зубов у жителей Малайзии с помощью конусно-лучевой компьютерной томографии.
Pan JYY, Parolia A, Chuah SR, Bhatia S, Mutalik S, Pau A. Пан JYY и др. Здоровье полости рта BMC. 201914 января; 19(1):14. doi: 10.1186/s12903-019-0710-z. Здоровье полости рта BMC. 2019. PMID: 30642318 Бесплатная статья ЧВК.
Анализ двусторонней симметрии анатомии корневых каналов постоянных зубов: исследование In Vivo КЛКТ среди населения Саудовской Аравии.
Машяхи М., Абу-Мельха А.С. Машяхи М. и др. J Контемп Дент Практ. 2021 1 августа; 22 (8): 867-875. J Контемп Дент Практ. 2021. PMID: 34753837
Оценка наличия второго медиально-щечного канала первых моляров верхней челюсти по расположению основного медиально-щечного канала — микрокомпьютерно-томографическое исследование.
Шен Ю, Гу Ю. Шен Ю и др. Clin Oral Investig. 2021 июнь; 25 (6): 3937-3944. doi: 10.1007/s00784-020-03723-5. Epub 2021 6 января. Clin Oral Investig. 2021. PMID: 33404762
[Анатомия корневых каналов вторых премоляров верхней челюсти в разном возрасте, наблюдаемая с помощью конусно-лучевой КТ].
Hu RC, Xie W, Hu YQ, Piao ZG. Ху Р.К. и др. Чжунхуа Коу Цян И Сюэ За Чжи. 2019 9 ноября; 54 (11): 733-738. doi: 10.3760/cma.j.issn.1002-0098.2019.11.003. Чжунхуа Коу Цян И Сюэ За Чжи. 2019. PMID: 31683379 Китайский язык.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Основанное на КЛКТ поперечное исследование распространенности и анатомических особенностей С-образных моляров среди иорданцев.
Аль Омари Т., Аль Хадер М., Атеш А. А., Вахьюнингрум Д. А., Дкмак А., Халед В., Альзенат Х. Аль Омари Т. и др. Научный представитель 2022 г. 13 октября; 12 (1): 17137. doi: 10.1038/s41598-022-20921-1. Научный представитель 2022. PMID: 36229628 Бесплатная статья ЧВК.
Метод компьютерного моделирования для эндоскопии корневых каналов с использованием специального фильтра КЛКТ: начинается новая эра в метавселенной эндодонтии.
Bueno MR, Estrela C. Буэно М.Р. и др. Браз Дент Дж. 2022 г., июль-август; 33(4):21-30. дои: 10.1590/0103-6440202205078. Браз Дент Дж. 2022. PMID: 36043565 Бесплатная статья ЧВК.
термины MeSH
Полнотекстовые ссылки
Эльзевир Наука
Укажите
Формат: ААД АПА МДА НЛМ
Отправить по номеру
Большие кошки, большие зубы | Национальное географическое общество
1. Активизировать имеющиеся у учащихся знания о больших кошачьих хищниках и их добыче.
Обсудите с учащимися, что они думают, когда слышат «большие кошки». Спросить: Какие изображения или слова вы представляете, когда я говорю «большая кошка»? Какие типы больших кошек вы можете назвать? Выясните у учащихся, что к большим кошкам относятся львы, тигры, леопарды, гепарды и другие крупные хищные кошки. Раздайте рабочий лист «Сравнение зубов больших кошек» и предложите учащимся изучить изображения черепов. Спросите: Как вы думаете, какие это виды животных? Откуда вы знаете? Выясните у учеников, что один человек, один лев-мясоед, а другой газель-травоядная. Предложите учащимся обратить внимание на различия в форме и размере зубов и челюстей животных. Обсудите их наблюдения. Объясните, что в дикой природе лев — хищник, а газель — его добыча. Спросить: Что такое добыча? Объясните, что добычей являются животные, на которых охотятся и которые поедают другие животные. Спросите: Что такое хищники? Объясните, что хищники — это мясоеды, питающиеся другими животными. Форма и размер зубов и челюстей льва помогают ему быть успешным хищником.
2. Предложите учащимся предположить, насколько их зубы и челюсти сравниваются с зубами и челюстями льва.
Предложите учащимся перечислить, что они ели на завтрак или обед. Запишите их ответы на доске. Спросите волонтеров: Вы мясоед или растительноядный? Выяснить у учащихся, что большинство людей едят как растения, так и животных. Объясните, что животное, которое питается различными организмами, включая растения и животных, является всеядным. Люди всеядны, поэтому их рот предназначен для поедания как мяса, так и растений. Скажите учащимся, что сейчас они будут делать предположения о том, насколько их зубы и челюсти сравниваются с зубами льва. Они будут проверять свои прогнозы, собирая больше информации. Прочтите вслух указания на рабочем листе для Части 1: Прогноз. Дайте учащимся время сделать свои прогнозы и выполнить Часть 1.
3. Предложите учащимся собрать дополнительную информацию, чтобы проверить свои предположения.
Разделите учащихся на небольшие группы. Прочтите вслух указания на рабочем листе для Части 2: Наблюдения. Предложите учащимся работать в небольших группах и использовать зеркала, чтобы наблюдать за своими зубами и ртом, чтобы они могли зарисовать и описать форму своих зубов. После того, как учащиеся нарисовали и описали форму своих передних зубов (резцов), клыков и задних зубов (моляров), попросите их измерить размер клыков одного члена группы. Помогите им правильно определить свои клыки. Объясните, что если они найдут свои два передних зуба и пойдут на два зуба вправо или влево, то они найдут свои клыки. Затем попросите учащихся сравнить размер клыков человека с размером клыков льва. По мере необходимости помогайте учащимся и поощряйте их использовать справочные изображения, представленные на их рабочих листах.
4. Используйте предоставленный ключ для ответов, чтобы обсудить наблюдения и прогнозы учащихся.
После того, как учащиеся заполнят Часть 2 рабочего листа, используйте предложенный ключ для ответов, чтобы обсудить свои выводы в классе. Спросите учащихся, верны ли их предположения. Спросите: Челюсть льва больше человеческой? Зубы льва больше, чем у человека? Все ли зубы льва одинаковой формы? Чем форма зубов человека отличается от львиной? Выясните у учащихся, что зубы и челюсти льва намного больше, чем у человека, но некоторые из них похожи по форме. Например, у людей и львов передние зубы (резцы) меньшего размера и более гладкие, а клыки острые. Однако форма задних зубов (коренных) человека сильно отличается от львиной. У людей задние зубы округлые и неровные, а у львов задние зубы острые. Попросите учащихся сравнить количество зубов у львов и людей. Объясните, что у взрослых львов 30 зубов, а у взрослых людей — от 28 до 32. Однако в детстве у людей всего 20 зубов, и они временные, или «молочные». Попросите учащихся сравнить размер (длину) их клыков с зубами львов и взрослых людей. Клыки взрослого льва имеют длину около 10 сантиметров, а клыки взрослого человека чуть более 1,5 сантиметра.
5. Предложите учащимся подумать о сходствах и различиях между человеческими и львиными зубами.
Предложите учащимся подумать над тем, что они узнали из своих наблюдений. Предложите учащимся подумать о том, почему человеческие зубы похожи на зубы льва и отличаются от них. Предложите учащимся рассказать вслух о сходствах и различиях, которые они заметили. Способствовать обсуждению. Спросите: Почему форма задних зубов льва так отличается от человеческих? Выясните у учащихся, что зубы льва большого размера и острой заостренной формы используются для того, чтобы кромсать и разрывать мясо, которое они едят. Плоские неровные задние зубы человека используются для измельчения пищи, особенно растительного материала, такого как овощи, бобы и орехи. Спросить: Какие зубы мы, люди, используем, чтобы рвать и есть мясо? Выяснить у учащихся, что мы используем наши передние зубы и клыки, чтобы откусывать и рвать мясо. Львам не нужно скрежетать зубами, потому что они не пережевывают пищу. Они просто рвут его, разбивают на более мелкие кусочки и проглатывают. Спросите: Как форма и размер челюсти и зубов газели помогают ей есть? Учащиеся должны быть в состоянии объяснить, что челюсть газели длинная и узкая и содержит много плоских выпуклых зубов, похожих на задние зубы человека (коренные зубы). Спросить: Основываясь на этом наблюдении, можете ли вы предсказать, что едят газели? Выясните у учащихся, что зубы газели плоские и круглые, и поэтому они используются для измельчения жесткого растительного материала, такого как трава и кусты. Учащиеся должны понимать, что форма и размер зубов и челюстей животных эволюционировали, чтобы помочь им поедать определенные виды растительного и/или животного материала.
Неформальное оценивание
Просмотрите заполненные учащимися рабочие листы и ответы на вопросы для обсуждения, чтобы оценить их понимание.
Расширение обучения
Предложите учащимся повторить задание, используя для сравнения другого крупного хищника-кошку.
Предметы и дисциплины
- Биология
- Математика
Цели обучения
Учащиеся:
- будут сравнивать размеры и форму челюстей и зубов человека с челюстями и зубами льва и газели
- предсказать, что ест животное, исходя из размера и формы его зубов и челюстей
Подход к обучению
- Обучение для использования
Методы обучения
- Обсуждения
- Практическое обучение
- Информационная организация
Сводка навыков
Это задание направлено на следующие навыки:
- Навыки критического мышления
- Анализ
- Понимание
Связь с национальными стандартами, принципами и практиками
Принципы и стандарты NCTM для школьной математики
- Алгебра (preK-2) Стандарт 1: Понимать закономерности, отношения и функции
- Геометрия (preK-2) Стандарт 4: Используйте визуализацию, пространственное мышление и геометрическое моделирование для решения задач .
- Измерение (preK-2) Стандарт 1: Понимать измеримые атрибуты объектов и единиц, систем и процессов измерения
- Измерение (preK-2) Стандарт 2: Применять соответствующие методы, инструменты и формулы для определения измерений
Национальные стандарты естественнонаучного образования
- (K-4) Стандарт A-1: Способности, необходимые для научных исследований
- (К-4) Стандарт С-1: Характеристики организмов
- (К-4) Стандарт С-3: Организмы и среды
Что вам понадобится
Материалы, которые вы предоставляете
- Ручные зеркала
- Карандаши
- Правители
Физическое пространство
- Класс
Группировка
- Обучение в больших группах
Исходная информация
Львы — одни из самых крупных больших кошек, хорошо приспособленные для того, чтобы быть успешными хищниками. Как у хищников, форма и размер их челюстей и зубов предназначены для того, чтобы помочь им рвать и измельчать добычу. Их черепа большие и толстые, чтобы поддерживать сильные челюстные мышцы и большие клыки, до десяти сантиметров в длину. В отличие от людей (всеядных) и травоядных, львы не могут двигать челюстями из стороны в сторону, и у них нет коренных зубов, пригодных для измельчения и переваривания растительного материала.
Предыдущие знания
- Нет
Рекомендуемая предыдущая деятельность
- Нет
Словарь
Инициатива больших кошек
Существительное
Программа Национального географического общества, которая поддерживает наземные природоохранные проекты, образование, усилия по экономическому стимулированию и глобальную информационную кампанию по защите больших кошек и мест их обитания.
всеядный
Существительное
организм, питающийся различными организмами, включая растения, животных и грибы.